Керамическая посуда — гончарные, фарфоровые, фаянсовые и майоликовые изделия

Виды керамики: фарфор, фаянс, майолика

Традиционный китайский и японский фарфор тысячелетиями не менял своих форм. Чаша и блюдо оставались основой различных стилевых украшений.

Фарфор непроницаемый для воды и газа. В тонком слое просвечивающийся. Звонкий и без пор.

Фарфор обладает высокой механической прочностью, химической и термической стойкостью, электроизоляционными свойствами и применяется для изготовления высококачественной посуды, художественно-декоративных и санитарно-технических изделий, электро и радиотехнических деталей, коррозионностойких аппаратов химической технологии, низкочастотных изоляторов и т. д.

Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом тонкодисперсной смеси каолина, полевого шпата, кварца и пластичной глины (такой фарфор называется полевошпатовым). Термин фарфор в англоязычной литературе часто применяется и к технической керамике: цирконовый, глинозёмный, литиевый, борнокальциевый и др. фарфор, что отражает высокую плотность соответствующего специального керамического материала [10, С., 21].

Фарфор также различают в зависимости от состава фарфоровой массы на мягкий и твёрдый. Мягкий фарфор отличается от твердого не твердостью, а тем, что при обжиге мягкого фарфора образуется больше жидкой фазы, чем при обжиге твердого, и поэтому более велика опасность деформации заготовки при обжиге.

Твёрдый фарфор богаче глинозёмом и беднее флюсами. Для получения необходимой просвечиваемости и плотности он требует более высокой температуры обжига (до 1450 °C). Мягкий фарфор более разнообразен по химическому составу. Температура обжига достигает до 1300 °C. Мягкий фарфор используется преимущественно для изготовления художественных изделий, а твёрдый обычно в технике (электроизоляторы) и в повседневном обиходе (посуда).

Одним из видов мягкого фарфора является костяной фарфор, в состав которого входит до 50 % костяной золы, а также кварц, каолини т. д., и который отличается особой белизной и просвечиваемостью.

Фарфор покрывают глазурью или без глазури — бисквитный фарфор.

Фарфор сегодня расписывается несколькими способами: подглазурной росписью и внутриглазурной росписью фарфора с высокотемпературным обжигом и надглазурной росписью при низкотемпературном обжиге фарфора. При подглазурном расписывании фарфора краски наносятся прямо на бисквитный фарфор. Затем фарфоровое изделие покрывается прозрачной глазурью.

Надглазурная роспись фарфора с высокотемпературным и низкотемпературным обжигом подразумевает нанесение красок на уже обожженную глазурованную поверхность фарфорового изделия.

Среди красок для росписи фарфора особо выделяется группа красок, приготовленных с использованием благородных металлов. Наиболее распространены краски с использованием золота, реже используются серебряная и платиновая краска. Чаще всего используются надглазурные золотые краски для низкотемпературного обжига фарфора, хотя существуют и внутриглазурные золотые краски.

Кроме чисто глиняных изделий и утонченного фарфора существуют и другие виды керамики. Ближе к глинам по технике изготовления располагается майолика. Так называют изделия из цветной обожженной глины, крупнопористые внутри, а сверху покрытые двумя слоями глазури. На нижний слой непрозрачной глазури с содержанием олова ангобами наносили узор, а сверху его защищали другим слоем из блестящей свинцовой глазури. Обжигали живопись на майолике при низкой температуре, что позволяло сохранять интенсивность красок.

В Европу майолика пришла через посредство арабских торговцев. Потому, возможно, и получила сове название от острова Майорка — главного центра по экспорту испано-мавританской керамики в Италии. Расцвет европейской майолики приходится на XV- XVII века. В Италии появляется множество керамических центров: Фаэнца, Кафаджоло, Урбино, Кастельдуранте. В России майолика становится известной в XVII веке. Из нее изготавливают изразцы, архитектурный декор (Москва, Ярославль). В XVIII веке становится известной майолика Гжели.

Белую майолику, изготовленную в крупнейшем керамическом центре Италии часто называли фаянсом. Однако подлинный фаянс, называемый специалистами «тонким фаянсом», рождается в Англии во второй половине 18 века. При изготовлении фаянса в белую глину примешивают известь. В итоге получается белое пористое изделие, которое сверху покрывают белой глазурью. В зависимости от содержания извести различают «мягкий тонкий фаянс» (с высоким содержанием извести), «средний тонкий фаянс» (со средним содержанием извести), и «твердый тонкий фаянс» (практически совсем без извести). Последний вид фаянса по виду и крепости очень напоминает фарфор или изделие из так называемой «каменной массы».

Чёрно — лощёная керамика

Одним из старейших приёмов украшения посуды является лощение. При «лощении», поверхность изделия наигрывают до зеркального блеска камнем-голышом, косточкой, стальной ложкой, стеклянным пузырьком. Так покрывают часть либо всю поверхность сосуда, не совсем высохшего, ещё не обожжённого. Одновременно лощение уплотняет поверхность черепка, делает его менее водопроницаемым и более прочным. При этом верхний слой глины уплотняется, становится более прочным и меньше пропускает воду. Этот легкий способ в старину даже заменял более трудоемкое глазурирование.

Существует краснолощеная и чёрнолощеная керамика. Первая — естественного цвета красной гончарной глины. Вторая — задымлённая, обожжённая в коптящем пламени без доступа кислорода. В самом конце обжига в гончарный горн клали смолистые сосновые дрова, ненужное тряпьё, сырой навоз и траву — словом всё, от чего возникал густой чёрный дым. После томления сосуды получали глубокий чёрный цвет. На бархатистом чёрном фоне узоры отливали синеватым стальным блеском, за что такую посуду в народе прозвали «синюшками» [15, С., 23].

Также чёрную керамику ещё называют томлёной или морёной. Этот древний тип гончарства распространён в разных районах России и сохранился до наших дней. Чернолощёная керамика известна на территории Москвы с 3 века нашей эры (Дьяковская культура). Широкое распространение такая керамика получила, начиная с 17 века

Задымливание применялось с 7 века. В документах Великого княжества Литовского печные горшки, обработанные данным способом, упоминаются под названием «dymezi». Задымливание производилось при окончании обжига. В топку подбрасывали дрова — «смоляки» и ждали, чтобы от них пошёл дым, после чего сооружение герметизировали. Затем горн засыпали землёй, устье закрывали заслонкой и замазывали глиной. Через сутки посуду доставали. Она имела чёрный с синеватым отливом цвет, её называли «синяй», реже «чёрнай».

Это интересно:  Если кофе нельзя, но очень хочется. Нарушаем правила :)

Эта технология применялась в сочетании с лощением и в начале 20 века. Говорили, что «синяя» посуда лучше, чем обварная или глазурованная. Эту посуду изготавливали специально к еврейскому празднику «Песах», т.к. евреи не употребляли по религиозным соображениям обварную и глазурованную керамику.

Также эта техники называлась — техникой Букеро. При помощи её поверхность керамических изделий приобретает чёрный и блестящий цвет, была усовершенствована этруссами. Изделия отличаются особой элегантностью.

В ряде районов Ярославской, Московской, Калужской губерний сохранилась традиция изготовления чернолощённой посуды, которую вытягивали в одних местах на ножных, в других — на ручных гончарных кругах, украшали бороздками, несложной гравировкой прямо на станке с помощью штампиков из дерева, глины, металла. Удивляют гармония пропорций, пластическая завершённость и ясность форм этих простых предметов: кувшинов для масла, молока, корчаг для кваса, крынок, разных размеров горшков для каши, сметаны, рукомоек и т.д. Такая гончарная посуда бытовала в Псковской, Новгородской, Тверской и других губерниях. В экспозиции Брестского художественного музея чёрнолощеная керамика представлена в работах. Можно добиться эффекта задымления применяя при обжиге активированный уголь.

Материалом для изготовления чёрно — лощённого изделия является глина. Глина бывает разных видов и оттенков. Может быть тощая, с большой примесью песка, а может быть жирная, с недостаточным его количеством. Оттенки глины при обжиге так же меняют свой цвет. Прочность обожженных изделий также сильно отличается. Сейчас наиболее распространена голубая глина, у неё хорошие свойства, состав, с ней проще работать. Любая глина бывает двух видов в порошкообразном и в виде готового глиняного теста. Для отливки по гипсовым формам лучше выбирать глину- порошок, она отлична как шликер. Иногда в состав такой глины входит стекло, что увеличивает прочность изделия, но значительно ухудшает её свойства. Идеальным вариантом является глина с высоким содержанием оксида железа.

Чем отличаются майолика, фарфор и фаянс?

Выбираю керамические элементы для декора интерьера. Чем существенно отличаются майолика, фарфор и фаянс? Типом глины, составом или изготовлением? Какому виду керамики отдать предпочтение для изготовления или покупки элементов декора?

Все эти материалы: майолика, фарфор и фаянс, являются видами керамики. Майолика — это керамика изготовленная из обожжённой глины -отходов фаянса. Используется при этом и расписная глазурь. Фарфо́р — это та же керамика. Она непроницаема для воды и газа. Если ударить деревянной палочкой издаёт чистый звук. Получают фарфор высокотемпературным обжигом смеси кварца, каолина, полевого шпата и пластичной глины. Для изготовления фаянса применяются те же материалы, что и для производства фарфора. Разница лишь в соотношении компонентов. Технология так же схожа. Если позволяют финансы, то лучше предпочтение отдать фарфору. Ему не страшно время: вид его будет безупречен, тогда как на остальных двух видах керамики со временем появляются трещинки в виде сеточки.

Давайте в начале дадим определение всем трём материалом, так легче искать отличия.

Все три материала, это керамика, то есть керамические изделия.

Тут и находится первое отличие.

Фарфор, фаянс и майолика проходят стадию обжига, температура разная и соответственно изделие на выходе с разными эксплуатационными качествами.

Минеральные добавки добавляемые в глину разные, разные и пропорции и это так же является отличием (пропорции, температура обжига).

Майолика это изделие из обожжённой глины (изготавливается из отходов фаянса) которое в дальнейшем покрывается расписной глазурью.

Фаянс и Фарфор изготавливаются практически из тех же компонентов, но пропорции компонентов разные, по этой причине получаем на выходе изделия с различными свойствами.

Фарфор это тонкий материал, на свету даже просвечивается при лёгком ударе даже звенит.

Фаянс более плотный материал, обычно белого цвета.

Фаянс менее прочный материал в сравнении и с майоликой и с фарфором, это ещё одно отличие.

Температура при которой происходит обжиг, разная.

Через некоторое время эксплуатации фаянс покрывается мелкими трещинками (по типу паутины и это не брак), фарфор и майолика не подвержены такой мутации».

Вот это основные отличия, есть и другие, но что называется «на глаз» их не увидеть.

А вообще конечно отличить сложно одно от другого, особенно когда изготавливаются из различных материалов одни изделия.

Вот к примеру майолика

Как видите по фотографиям отличить фарфор , фаянс и майолику, практически не возможно (не специалистам).

Керамика. Фарфор. Фаянс. Майолика. Что это.

Керамика (греч. keramike — гончарное искусство, от keramos — глина)- изделия и материалы, получаемые спеканием глин и их смесей с минеральными добавками, а также окислов и других неорганических соединений.

Керамика получила широкое распространение во всех областях жизни — в быту (различная посуда), строительстве (кирпич, черепица, трубы, плитки, изразцы, скульптурные детали), в технике, на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, в скульптуре и прикладном искусстве.

Основными технологическими видами Керамики являются терракота, майолика, фаянс, каменная масса и фарфор. В лучших своих образцах Керамика отражает высокие достижения искусства всех времён и народов.

Майолика (итальянское maiolica, от Majolica — старого названия острова Мальорка, через который ввозились в Италию произведения испано-мавританской керамики) — крупнопористые керамические изделия (блюда, вазы, посуда для домашнего обихода и украшения комнат и др.) из беловатой или желтоватой обожженной глины, покрытой непрозрачной свинцово-оловянной глазурью и раскрашенной огнеупорными красками.

Им свойственны массивность форм, плавная текучесть силуэта, яркий блеск полив, контрастные сочетания цветов.

Отечеством художественной Майолики считается Италия. Сюжетами рисунков на майоликовых изделиях часто служили произведения знаменитых художников.

Это интересно:  Калланетика с Татьяной Рогатиной

Большое развитие Майолика получила в странах Древнего Востока (Египте, Вавилонии, Иране), в средневековых государствах Средней, Центральной и Передней Азии.

Майолика производилась также в 14 — 18 веках в странах Европы (Испании, Германии, Франции).

В Древней Руси Майолика была известна уже в 11 веке. Высокого расцвета достигла архитектурная майолика Ярославля и Москвы в 17 веке (наличники окон, порталы, фризы, фигуры святых, изразцовые печи).

В 18 веке майоликовую посуду, изразцы, мелкую пластику преимущественно с монохромной росписью по белому фону выпускал завод Гребенщикова в Москве, с полихромной — мастерские Гжели.

Для современной Майолики характерны экспериментаторство, поиски новых пластических и живописных возможностей массы, глазури, эмали. В современной художественной практике Майолику также называют керамику с цветными глазурями на фаянсовом белом или цветном черепке.

— не имеющие глазури на нижнем ободке;

— просвечивающие в тонком слое;

— отличающиеся непористым строением;

— непроницаемые для воды и газа;

— имеющие низкое водопоглощение и достаточно высокую твердость.

Обычно Фарфор покрывается прозрачной глазурью.

Фарфор появился в Китае в 4-6 веках. В зависимости от температуры обжига различают изделия из твердого и мягкого Фарфора .

Фаянс (франц. faience, от названия итал. города Фаэнца, одного из центров керамического производства)- художественные изделия из белой обожженной глины со специальными примесями, покрытые прозрачной глазурью.

В узком смысле, Фаянс состоит из глинисто-щелочного и трудноплавкого полевошпатового основания, крытого прозрачной твердой свинцовой поливой.

Белый или раскрашенный, Фаянс идет на изготовление посуды. Некоторые более твердые сорта Фаянса называют опаком.

В широком смысле к Фаянсу относят и гончарные поливные изделия из легкоплавкой глины.

Внешне фаянсовые изделия отличаются:

— глазурью на нижнем ободке изделий.

Фаянс применяется для изготовления предметов мелкой пластики, посуды, плитки и сантехнических изделий.

Фаянсовая посуда.

Ассортимент фаянсовых изделий проще и менее разнообразен, чем аналогичных фарфоровых. Значительную долю занимают плоские изделия (тарелки, миски, селедочницы и др.). В ассортименте фаянсовых изделий отсутствуют чашки чайные, чайники, кофейники. В основном ассортимент фаянсовой посуды представлен изделиями столового назначения. Фаянсовая посуда состоит из штучных и комплектных изделий. В комплектные изделия входят сервизы столовые, наборы тарелок (разных размеров и детские наборы).

Художественно-декоративные изделия занимают незначительное место в ассортименте фаянсовых изделий, в основном это скульптура, вазы для цветов и пепельницы разных фасонов.

Майоликовая и гончарная посуда.

Ассортимент майоликовых изделий включает посуду и художественно-декоративные изделия.

Для майоликовых изделий характерна разделка различными цветными глазурями (майоликовыми поливами) и подглазурными красками.

Ассортимент майоликовых изделий представлен и штучной и комплектной посудой. Вырабатывают кружки, масленки, кофейницы, сухарницы, пепельницы, рюмки для яиц, сырницы, салатницы, медовницы; особенно широко представлены в ассортименте приборы для фруктов, блинов, салата, яиц, воды, варенья, компота, чая, специй, а также кофейные и детские приборы.

Художественно-декоративными изделиями являются вазы для цветов, настенные блюда и тарелки, пепельницы, скульптура и другие.

Ассортимент гончарных изделий состоит из крынок, горшков, мисок, кувшинов, масленок, сухарниц, судков для сметаны и масла, цветочных горшков. Из гончарной массы вырабатывают такие художественно-декоративные изделия: вазы для цветов, кашпо, блюда настенные, скульптуру, игрушки и др..

Керамическая бытовая посуда: классификация ассортимента, характеристика потребительских свойств

Керамические бытовые товары классифицируют по виду керамики, способу формования, виду декорирования, форме, размеру и комплектности.

В качестве базовой классификации можно рассматривать классификацию керамических бытовых товаров по назначению на примере изделий из твердого фарфора. В них выделяют две группы: посуду и художественно-декоративные изделия.

Посуда подразделяется на подгруппы:

* столовую — для подачи пищи (салатники, селедочницы, блюда), для принятия пищи (тарелки глубокие, мелкиепирожковые, для вторых блюд, подставные);

* чайную (чайники заварочные и доливные; молочники; сливочники; вазы для фруктов, варенья; конфетницы; чашки; блюдца; тарелки десертные; розетки);

* прочие изделия (полоскательницы, пепельницы, салфетницы).

В художественно-декоративных изделиях различают декоративно-утилитарные изделия (вазы для цветов, высокохудожественная посуда) и декоративные изделия (тарелки и блюда декоративные настенные; скульптура, изделия народных художественных промыслов и др.).

Изделия из фаянса представлены столовой посудой для подачи пищи и напитков и для принятия пищи и напитков. К основным видам этой посуды относят: тарелки, миски, наборы для пельменей и вареников и т. п.

Из полуфарфора изготовляют столовую посуду, хозяйственную посуду и декоративно-утилитарные изделия.

Изделия из майолики подразделяются на декоративно-утилитарные и декоративные.

Для изделий из гончарной керамики принято выделять три подгруппы: кухонную посуду; хозяйственную посуду и художественно-декоративные изделия.

Керамические изделия, так же как и стеклянные, входят в группу силикатных товаров. Керамическими называют изделия, изготовленные в основном из глинистых материалов и обожженные для придания прочности. В зависимости от температуры обжига, а также состава массы черепок керамических изделий может получиться пористым или сплошным (спекшимся). Чтобы сделать поверхность керамических изделий гладкой, легко очищающейся и не впитывающей влаги, ее покрывают глазурью, представляющей собой тонкий слой стеклообразной массы.

В зависимости от назначения различают керамические изделия промышленно-строительные, технические, хозяйственно-бытовые и художественно-декоративные.

К промышленно-строительной и технической керамике относят кирпич, черепицу, печные изразцы, облицовочные и половые плитки и др.

В состав хозяйственно-бытовой и художественно-декоративной керамики включают гончарную посуду, а также посуду и художественно-декоративные изделия из фарфора, фаянса и майолики.

Гончарной называют посуду, изготовленную из простых окрашенных глин. Она может быть глазурованной и неглазурованной.

Фарфор и фаянс — это изделия с белым, обычно глазурованным черепком, причем у фарфора он сплошной, спекшийся, а у фаянса — пористый.

Майоликовыми называют изделия с пористым черепком из белых или слабоокрашенных глин, имеющие на корпусе рельефный узор и покрытые цветной глазурью.

Это интересно:  Запеканка из трех ингредиентов

Гончарную посуду относят к предметам так называемой грубой керамики, а фарфор, фаянс и майолику — к предметам тонкой керамики.

Производство гончарной посуды существует в нашей стране с давних времен. Начало фарфорового производства относится к 1744 г., т. е. к тому времени, когда в России был организован первый фарфоровый завод. В настоящее время этот завод носит имя гениального русского ученого М. В. Ломоносова. Способ приготовления фарфора в России был самостоятельно открыт талантливым химиком Д. И. Виноградовым.

Благодаря трудам русских мастеров и художников фарфоровое и фаянсовое производство в России достигло высокого уровня. Однако за годы первой мировой войны и войны гражданской фарфоровое и фаянсовое производство пришло в полный упадок.

За годы сталинских пятилеток в результате реконструкции старых заводов и строительства новых продукция наших фарфоро-фаянсовых заводов уже в 1937 г. превысила уровень 1913 г. более чем в два раза.

Тяжелый урон, нанесенный фарфоро-фаянсовой промышленности за годы Великой Отечественной войны, успешно ликвидирован в четвертой (первой послевоенной) пятилетке. Восстановление разрушенных заводов и строительство новых создало базу для огромного роста выпуска продукции. Вместе с этим расширился ассортимент изделий и улучшилось их качество.

В пятой пятилетке намечается дальнейшее значительное увеличение производства всех видов керамических изделий, в частности фарфоро-фаянсовой посуды. Особенно расширится выпуск различных сервизов и гарнитуров.

Фарфор, фаянс, керамика — отличия и как отличить

Благородный фарфор и практичный фаянс – звенья одной цепи. Это виды керамики. Отличаются они составом, технологией производства и ценой. Чтобы не обмануться, надо знать признаки, которые помогут определить подлинность фарфоровых изделий и не спутать их с фаянсовыми.

Часто мы говорим «фарфор», «фаянс» и отдельно употребляем значение «керамика». Однако на самом деле и фарфор, и фаянс являются видами керамики.

Керамика — это изделия, получаемые путем спекания глины и её смесей с минеральными добавками и прочими неорганическими соединениями. С точки зрения технологического процесса основными и более сложными видами керамики являются фаянс и фарфор.

История керамики насчитывает тысячи лет, и многие ученые даже полагают, что этот материал является едва ли не самым первым, который создал человек своими руками. В первое время, когда развитие человечества было на самой ранней стадии, керамика в основном использовалась для изготовления различной посуды. Сейчас же материал широко применяется в самых различных отраслях: машиностроении, строительстве, медицине и науке. Сейчас активно применяется и нанокерамика – специальный материал, служащий для производства сложных приборов.

Фарфор является одним из видов керамики, и если быть более точным – одним из видов тонкой керамики. Его получают путем высокотемпературного обжига различных смесей, что делает его непроницаемым для воды и даже газа. Главной внешней отличительной особенностью этого вида тонкой керамики является тот факт, что фарфор просвечивается. Многие производители сувениров активно пользуются этим свойством материала, создавая красивые просвечивающиеся статуэтки, пользующиеся огромной популярностью среди покупателей.

Кроме того, фарфор имеет ряд особенностей, которые отличают его от других материалов:

  • Фарфор — плотный, звенящий, на изломе белый, твердый, как стекло.
  • Если легонечко ударить по фарфоровому изделию деревянной палочкой, то можно услышать чистый и высокий звук, который характерен только для фарфора. У фаянса глухой и низкий звук.
  • Если на ободке донышка изделия есть глазурь — значит перед нами фаянс, а если глазури нет — значит фарфор. Связано это с тем, что в производстве, фарфор в отличие от фаянса обжигается при более высокой температуре. Также фарфор обжигаюи 2 раза, причем второй раз — после нанесения глазури. Если глазурь не счистить с донышка, то она расплавится и изделие приклеется к подставке.
  • В отличие от других видов керамики, фарфор со временем практически не меняет свой внешний вид. Практически весь фаянс с возрастом покрывается мелкой паутинкой трещин (цек, кракелюр). Это естественный процесс и не считается дефектом. Твердость фарфора препятствует образованию на нем каких-либо трещин. Трещины на фарфоре — это уже дефект.

В чем же разница между керамикой и фарфором? Можно сделать вывод, что фарфор и керамику не стоит сравнивать, как два каких-то схожих понятия. Фарфор – это, прежде всего, вид тонкой керамики, наряду с фаянсом и майоликой. Именно с этими материалами стоит проводить сравнение.

Фаянс («faience») пришел из итальянского языка от названия города Фаэнца, одного из центров керамического производства. Это плотные мелкопористые изделия, как правило, белого цвета. По составу фаянс мало чем отличается от фарфора, но меняется соотношение смесей и добавок: в нём больше глины (85% от веса). Также температур обжига ниже: от 1050 до 1280°С.

У фаянса низкая механическая прочность и более высокая пористость, что увеличивает его водопоглощаемость до 12%. Поэтому изделия обильно покрывают глазурью. То есть фактически любая цветная кружка или чашка на вашей кухне — это фаянс.

По составу и свойствам различают: глиноземный (из глины и обожженного кремня или кварца), известковый, шамотный и полевошпатовый. Последний получил наибольшее распространение в быту, благодаря более однородной смеси и большего количества в составе каолина и глины.

Статья написана по материалам сайтов: vuzlit.ru, www.remotvet.ru, antikclub.ru, studwood.ru, www.livemaster.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий