Коренные перемены в лекарственном деле страны

Основные направления перестройки внешней политики СССР. Изменение характера связей Советского Союза с зарубежными странами определялось ломкой природы Советского государства. Курс на реставрацию капитализма означал постепенное снятие главного — классового противоречия между СССР и ведущими державами Запада.

Основными способами умиротворения западных держав явились: во-первых, решение германского вопроса на невыгодных для Советского Союза условиях, во-вторых, новый подход к проблеме общеевропейской и глобальной безопасности и, наконец, в-третьих, отказ от поддержки на государственном уровне мирового коммунистического движения и борьбы государств и народов, имеющей социалистическую окраску.

Руководство СССР во главе с М.С. Горбачевым предприняло усилия к тому, чтобы установить доверительные отношения со странами Запада, а также активизировать процесс разоружения, и в первую очередь — ядерного. Во многом благодаря политике СССР были достигнуты соглашения по ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). В Вене успешно завершились переговоры по сокращению вооруженных сил 23 стран Организации Варшавского договора (ОВД) и НАТО, в результате чего в Париже (1990 г.) был подписан соответствующий договор, останавливающий гонку обычных вооружений в Европе. Кроме того, лидеры 22 стран подписали декларацию, провозглашавшую отказ от применения силы или угрозы силой против территориальной целостности или политической независимости любой страны. Показывая свое стремление к ядерному разоружению, руководство СССР во главе с М.С. Горбачевым в одностороннем порядке объявило мораторий на все ядерные испытания, который затем продлевался.

Вопрос о Германии был ключевым. Его решение предполагало ликвидацию препятствий и выработку механизма объединения двух немецких государств и прекращение прав и ответственности четырех государств, государств — победителей Германии во Второй мировой войне. На переговорах о будущем Германии, в которых принимали участие представители Англии, Франции, СССР, США и двух немецких государств — ГДР и ФРГ, делегация СССР не смогла настоять на том, чтобы процесс объединения был бы именно процессом объединения, а не поглощения, и объединенная Германия не являлась бы членом НАТО. Вступивший в действие с 1 июля 1990 г. Договор о заключении между ними финансового, экономического и социального союза явился основанием поглощения ГДР Западной Германией. Договор об окончательном урегулировании в отношении Германии, подписанный в Москве 12 сентября 1990 г. министрами иностранных дел ГДР, ФРГ, Великобритании, США, СССР и Франции при участии министра иностранных дел Польши, исходил уже из факта существования объединенной Германии — ФРГ . В соответствии с ним страны — победительницы во Второй мировой войне отказывались от своих прав и ответственности в отношении Берлина и Германии в целом, а объединенная Германия обретала полный суверенитет в своих внутренних и внешних делах. СССР принимал обязательства до конца 1994 г. вывести свои войска, размещенные в Германии, и урегулировать связанные с этим проблемы на двусторонней основе с правительством объединенной Германии. Договор закреплял незыблемость послевоенных границ Германии, ограничивал численность ее вооруженных сил и гарантировал неразмещение иностранных войск и ядерного оружия на территории бывшей ГДР.

ВСНД СССР и ВС СССР. 1991. N 16. Ст. 452.

В 80-е гг. так же, как в Советском Союзе, начинается реставрация капитализма в европейских социалистических странах, и антикоммунистические силы получают господство в их органах власти. Большинство этих государств занимает четкую антисоветскую позицию и направляет свои усилия во внешнеполитической деятельности на укрепление отношений со странами Запада, на разрыв особых связей с СССР в рамках международных организаций социалистических стран и вступление в блоки капиталистических государств.

В ноябре 1990 г. в Париже состоялась встреча глав государств и правительств 34 стран — участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). По итогам встречи была принята Хартия для новой Европы, в которой отмечались изменения, произошедшие за последние годы, а также подчеркивалась положительная роль СССР во всех переменах. Главной заслугой Советского Союза, по мнению Запада, было невмешательство в сложные внутриполитические процессы, протекавшие в странах Центральной и Восточной Европы.

Наметившийся процесс преодоления конфронтации со странами Запада и то, что пришедшие к власти в Восточной и Центральной Европе антикоммунисты заняли откровенную антисоветскую позицию, заставляло руководство СССР пересматривать свою политику в отношении друзей и союзников. Такая политика СССР совпала с действиями политического руководства бывших социалистических стран, направленными на быстрейшую интеграцию их в европейское и мировое сообщество. Эти государства проводят политику, ведущую к ликвидации ОВД и СЭВ. Дополнительным толчком к упразднению социалистического содружества явились кризис, охвативший СССР и выразившийся в ослаблении экономики, развале партии, взрыве национализма и сепаратизма, а также политика СССР в решении немецкого вопроса, которые показывали, что раздираемому внутренними проблемами СССР все тяжелее нести бремя великой державы, что он больше не в состоянии не только поддерживать своих внешних друзей, но и последовательно отстаивать собственные геополитические интересы на международной арене. Таким образом, в тот период, когда СССР все более ослабевал и последовательно разрушался, складывались основы дипломатической изоляции нашего государства в условиях сохранения и укрепления военного и политического союза бывших его противников в холодной войне.

Организация Варшавского договора была распущена 1 июля 1991 г. единогласным решением руководителей стран-участниц, собравшихся в Праге. За год до этого на Московском совещании Политического консультативного комитета страны — участницы Варшавского договора высказались за роспуск только военных органов Организации и трансформацию этого союза из военно-политического в политико-военный. Развал СССР и реставрация капитализма в странах Восточной и Центральной Европы ускорили конец Варшавского договора. Начинается вывод советских войск с территории бывших социалистических стран, который проходил на основе двусторонних соглашений с каждым из этих государств в условиях антисоветской истерии и больше был похож на бегство. Огромная группировка войск выводилась в кратчайшие сроки. При этом часть из них расформировывалась, а другая — направлялась к совершенно необустроенным новым местам дислокации. Отсюда возникло много проблем, связанных с социальной защитой военнослужащих и членов их семей.

Такая же судьба ожидала и Совет Экономической Взаимопомощи (СЭВ). В рамках этой организации существовал особый замкнутый рынок с собственными ценами на сырье и готовую продукцию и особым порядком расчетов между участниками.

Параллельно с ликвидацией социалистического блока происходит и пересмотр политики СССР в региональных конфликтах, отказ от силовых методов их решения. В контексте этой политики решался вопрос об Афганистане, где находились советские войска, принимавшие участие в боевых действиях на стороне центрального правительства. В мае 1988 г. вступили в силу Женевские соглашения по Афганистану. Начался вывод советских войск с территории этой страны под контролем ООН.

Разрушение СССР привело к тому, что его бывшие члены повели неодинаковую, порой даже принципиально различающуюся внешнюю политику.

Внешняя политика России и других республик. Основы внешнеполитической доктрины России накануне разрушения СССР были изложены ее Президентом Б.Н. Ельциным в его выступлении на пятом (внеочередном) Съезде народных депутатов РСФСР 28 октября 1991 г. Они сводились к следующему. Во-первых, Россия намеревалась войти в мировую экономику на равных со всеми суверенными государствами правах, и поэтому намечается линия на прямое участие республики в международных финансовых и торговых организациях, соглашениях и конвенциях, на проведение преобразований валютной и внешнеторговой системы в соответствии с международными стандартами. Для этого руководство Российской Федерации изъявило готовность сделать и соответствующие шаги: принять основные принципы, заложенные в уставе Международного валютного фонда, пригласить МВФ, мировой банк и Европейский банк реконструкции и развития к разработке плана по сотрудничеству и участию в российских экономических реформах. Во-вторых, делалась ставка на получение помощи и поддержки, в том числе и финансовой, развитых стран и международных организаций. В-третьих, понимая, что мировое сообщество и развитые страны в особенности, наблюдая за развалом СССР, обеспокоились судьбой международных обязательств и внешнего долга СССР, руководство России постаралось развеять эти опасения. Было подтверждено ранее сделанное заявление о том, что Россия намерена соблюдать международные обязательства СССР. Что касается судьбы МИД СССР, то ему на этом этапе отводилась роль координатора международной деятельности республик и предлагалось провести соответствующие организационные изменения, сократив аппарат примерно в десять раз.

С разрушением СССР и Организации Варшавского договора Россия оказалась в Европе в начале 90-х гг. вне военно-политических союзов. Отказавшись от прежних целей и задач внешнеполитической деятельности и не выработав самостоятельной доктрины, основанной на геополитических, стратегических и исторических реальностях Российского государства, руководство страны начинает безоговорочно следовать политике США и НАТО. Острый внутриполитический и экономический кризис не способствовал активной и самостоятельной внешней политике, поэтому только наличие ядерной мощи и сохранение способности за 30 минут уничтожить США не позволяли окончательно сбросить со счетов мнение России в международных делах.

Ликвидация СССР осуществлялась хотя и бывшими высшими партийными руководителями, но имела выраженный антикоммунистический характер, что весьма импонировало западным друзьям». Однако Запад беспокоило будущее стратегических сил бывшего СССР. Поэтому в кратчайшие сроки завершаются соответствующие переговоры, и 3 января 1993 г. был подписан Договор о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2) между Россией и США. В соответствии с ним стороны должны были сократить свои вооружения в три раза больше уровня, предусмотренного договором СНВ-1. При этом Россия максимально уничтожала свои наиболее опасные для Запада ракеты наземного базирования. В целом содержание Договора основывалось на позициях американской стороны и мало учитывало интересы России. По сути дела Россию ставили перед необходимостью пересматривать структуру своих стратегических сил в угоду американцам.

В этот период в подходе правящих кругов России к вопросу о разоружении просматривается недооценка глобального значения военной мощи державы и стратегического оружия в частности, а также паритета в этой области между великими державами. Доказательством может служить выступление Президента России Б.Н. Ельцина в Грановитой палате на приеме по случаю подписания Договора СНВ-2, где он, в частности, сказал: «Считаю важным, чтобы мощь России как великой державы впредь определялась не количеством ракет, а уровнем благосостояния ее граждан, развитием культуры, образования, национальных традиций». Результаты не замедлили сказаться. С Россией перестали практически считаться в международных делах как с великой державой. Ее уделом стало безоговорочное следование в русле политики США, даже вопреки своим экономическим и политическим интересам, что ярче всего проявилось в балканских делах, а также в давлении на Россию при заключении крупных выгодных контрактов на поставки в развивающиеся страны высокотехнологичной продукции и оружия.

В условиях ухода с международной арены социалистического военного блока и ослабления России судьбы государств и народов начинают вершить США и их союзники по НАТО. Делаются попытки заменить ООН Североатлантическим блоком.

Одновременно, вопреки логике событий, поднимается вопрос о приеме бывших социалистических стран Европы и некоторых республик бывшего СССР без России в НАТО. России предлагается партнерство с НАТО, означающее на деле, как показали события на Балканах, слепое и безоговорочное одобрение действий США и их союзников, которые не только не согласовывались с Россией, но и информацию о которых Россия получала, как правило, уже после свершившегося факта.

Хотя и поздно, происходит осознание сложившейся реальности и Россией.

Что касается других республик Советского Союза, ставших независимыми государствами, то они ведут разную политику как по отношению к Западу, так и по отношению к России. Многовековые экономические, культурные и иные связи требуют восстановления единства, за которое высказывается большинство населения. Однако правящие круги этих суверенных государств смотрят на объединение по-разному. Наиболее активно стремится к сближению с Россией Белоруссия. Определенные интеграционные тенденции видны со стороны Казахстана. Зато украинское руководство все больше посматривает на Запад, здесь даже поговаривают о вступлении республики в НАТО. Наиболее сильны антироссийские, антирусские и прозападные тенденции в Прибалтике.

Рассматриваемый период войдет в историю как время кардинальных изменений в системе международных отношений, сложившейся за последние десятилетия. Их существо заключается в преодолении разделения мира на два лагеря, возглавляемых двумя великими державами, прекращении холодной войны, установлении нового международного статуса России.

Развитие фитотерапии в СССР и России

У каждого народа сложился свой опыт лечения травами и свой подбор лекарственных растений сообразно с особенностями местной флоры.

Однако он имеет много общего, так как заимствование сведений у соседей накладывает определенный отпечаток.

Лечение травами у славянских народов известно давно. На Руси этим занимались ведуны, волхвы и знахари. В IX—X вв., после принятия христианства, стали проникать и иноземные сведения: особенно обширная информация поступила из Византии, в результате чего греко-славянское направление в русской медицине господствовало вплоть до XVI в. В XI в. врачевание сосредоточивалось при монастырях, где был организован сбор и обработка лекарственных растений. В древней Руси растения очень широко использовали для лечения, о чем свидетельствует «Изборник Великого Князя Святослава». Нашествие татар, заметно задержавшее культурное развитие Руси, отрицательно сказалось и на эволюции фитотерапии: сведения того времени о средствах врачевания чрезвычайно скудные.

В XVI в., после освобождения от татарского ига, интенсивное развитие русского государства не замедлило сказаться и на развитии медицины. В Москве при Иване Грозном была открыта первая аптека, устроенная по западноевропейскому образцу, и приглашены иноземные аптекари, применявшие ассортимент западноевропейского лекарственного растительного сырья. Эта аптека обслуживала царский двор. В середине XVII в. был создан Аптекарский приказ, который стал крупным государственным органом, обслуживающим царский двор и войско. В 1654 г. в Москве организуется медицинская школа для подготовки военных врачей и аптекарей из русских. Появилась потребность в учебно-справочной литературе по лекарственным растениям и их применению, в переводных книгах. До нас дошло около 500 рукописей XVII—XVIII вв. по лекарственным растениям (большинство переводные). К концу XVII и в начале XVIII вв. появились отечественные сочинения в виде рецептурных справочников и руководств по применению лекарственных растений.

Это интересно:  Витамины для памяти, мозга и внимания: отзывы

При Петре I были организованы аптекарские огороды при военных госпиталях в различных городах России и, в частности, в Петербурге, где при плантациях имелась галеновая лаборатория, склад для хранения сырья, оранжерея с иноземными тропическими растениями и научная библиотека. Ныне существующий Ботанический институт имени В. Л. Комарова Академии наук СССР основан на базе Петербургского аптекарского огорода. В это время

был организован и сбор дикорастущих лекарственных растений в различных районах России. Помимо заготовки й культуры лекарственных растений было поставлено на научную основу изучение отечественной флоры.

Открытие Академии наук (1724 г.) ознаменовало период больших географических и ресурсных открытий: экспедиции В. Беринга на Камчатку; ботаников И. Г. Гмелина, Г. В. Стеллера и С. П. Крашенинникова в Сибирь; И. И. Лепехина и Н. Я. Озерецковского на Урал и др. Опубликованные экспедиционные работы дали возможность обобщить имеющиеся в отчетах сведения о лекарственных растениях. Академик И. Георги описал 3200 видов растений, имеющих медицинское значение. Помимо чисто научных задач по изучению флоры перед экспедициями ставили и сугубо практические цели по выявлению новых лекарственных растений, особенно средств народной медицины, поиску зарослей растений для замены импортных и увеличения арсенала лечебных средств. В первую гражданскую фармакопею России были включены многие лекарственные растения, обнаруженные экспедициями Академии наук.

Накопившиеся к концу XVIII в. многочисленные сведения о лекарственных растениях послужили основой для их широкого освещения в специальной литературе. Публикуются отчеты о результатах поисковых экспедиций, очерки по отдельным растениям, статьи, руководства, справочники, монографии и др. Выходит из печати многотомный труд профессора Н. М. Максимовича-Амбодика — основоположника отечественной фитотерапии, — «Врачебное вещесловие», с подробным описанием большого количества лекарственных растений и их рисунками.

В XIX в. использование растений в медицине несколько сократилось в связи с успехами химии и появлением препаратов из лекарственных растений. К концу XIX в. лекарственное дело почти полностью перешло в руки иностранных фирм. В этот период в Россию стали ввозить лист мать-и — мачехи, березовые почки, можжевеловые ягоды и др., которыми наша страна была во сто крат богаче. В фармакопеях того времени только половина рекомендуемых растительных средств относится к отечественной флоре. Однако в России все же не прекращалось развитие научного лекарствоведения. Основатели русских терапевтических школ Г. А. Захарьин, Ф. И. Иноземцев, С. П. Боткин и др. при лечении больных продолжали систематически применять растения. Большую роль в пропаганде народной медицины

сыграл Ф. И. Иноземцев, стремясь ввести во врачебную практику как можно больше средств, подсказанных народной медициной. Именно таким путем был введен в медицинскую практику ландыш.

Первая мировая война настолько усложнила международную обстановку, что в Россию практически прекратилось поступление каких бы то ни было медикаментов. Отечественная медицина испытывала «лекарственный голод». Департамент земледелия, учитывая создавшееся положение, развернул мероприятия по созданию плантаций, популяризации сбора и расширению заготовок дикорастущих лекарственных растений, обследованию флоры. Именно в это время стали выращивать наперстянку и клещевину, выявили заросли белладонны. Появилась обширная литература по лекарственным растениям.

После Великой Октябрьской социалистической революции особое внимание стали уделять обеспечению страны лекарственными средствами. В 1921 г. был издан специальный декрет «О сборе и культуре лекарственных растений». Он положил начало коренным изменениям в области лекарственного ресурсоведения и производства. В дальнейшем заготовку дикорастущего растительного сырья и выращивание лекарственных культур стали проводить в плановом порядке. В 1925 г. состоялось первое Всесоюзное совещание по лекарственным растениям при Госплане СССР.

В 1931 г. для актуального научного решения ряда проблем в области лекарственного растениеводства, интродукции, освоения ресурсов дикорастущих лекарственных растений, товароведения лекарственного сырья и химии растительных лекарственных препаратов был основан Всесоюзный научно-исследовательский институт лекарственных и ароматических растений (ВИЛАР). ВИЛАР начал свою научную деятельность на основе богатейших коллекций, собранных под руководством академика Н. И. Вавилова Всесоюзным институтом растениеводства (ВИР). В настоящее время ВИЛР развился в крупное научное учреждение, входящее в систему Министерства медицинской промышленности.

ВИЛАР переименован во Всесоюзный научно-исследовательский институт лекарственных растений (ВИЛР) в конце 1966 года, в связи с созданием Всесоюзного научно-исследовательского института эфирномасличных культур (ВНИИЭМК) в Симферополе, которому была передана вся тематика исследований по ароматическим (эфирномасличным) растениям, ранее проводившихся в ВИЛАР.

Институт имеет свои зональные опытные станции в различных природно-климатических регионах страны, что позволяет решать на высоком научном уровне сложные вопросы акклиматизации и интродукции иноземных и отечественных лекарственных растений. ВИЛР ведет (и координирует) обширные работы по изучению дикорастущей лекарственной флоры СССР, ежегодно отправляя поисковые экспедиции в различные районы страны.

В настоящее время в научно-исследовательскую работу по изучению лекарственных растений включается все больше научных учреждений страны. Эта работа проводится учеными Академии наук СССР, Академии медицинских наук СССР, академий наук союзных республик, факультетами и кафедрами медицинских и фармацевтических институтов, Всесоюзным научно-исследовательским институтом фармации (ВНИИФ), ботаническими институтами и садами и другими учреждениями страны. Научно-исследовательской работой по лекарственным растениям заняты целые коллективы научных работников — ботаников, химиков, фармакологов, фармакогностов, биологов и врачей, которые комплексно решают задачи, поставленные здравоохранением.

«Коренная перемена» в концепции социализма

Признание крупной электрифицированной промышленности «единственной базой социалистического общества» и жесточайший «якобинский» характер российской «диктатуры пролетариата» не вытеснили из поля зрения Ленина факта необходимости «ужиться» с крестьянской массой мелких товаропроизводителей. Мятежи против «военного коммунизма», за которыми стояло желание крестьян свободно распоряжаться выращенной продукцией, подтолкнули к провозглашению новой экономической политики. Она означала признание невозможности «непосредственными велениями пролетарского государства наладить государственное производство и государственное распределение продуктов по-коммунистически в мелкокрестьянской стране». Ленин торопился по-новому определить ориентиры: «развязать стихию рынка, чтобы затем обуздать ее планом»; «не запретить или запереть развитие капитализма, а направить его в русло» государственного капитализма, привлекая торговцев-комиссионеров, сдавая в аренду госпредприятия или земельные (лесные) угодья; «лично заинтересовать» работников предприятий госпромышленности через хозяйственный расчет; осваивать «коммерческие начала и искусство торговать».

Но НЭП был прежде всего политическим маневром и компромиссом, отягощенным грузом непроясненных теоретических вопросов и постоянно возникающих новых практических проблем. На практике разворот к надеждам (подобным тем, что были у инженера Гриневецкого) на концессии и импорт капиталов столкнулся с нежеланием западных политиков и бизнесменов кредитовать план ГОЭЛРО и инвестировать в советское хозяйство. Внедрение хозрасчета-с кризисом сбыта при недостатке товаров. Отношения с крестьянином-хлеботорговцем — с кризисом хлебозаготовок. Переоценка «военного коммунизма» — с заявлениями критиков режима о несовместимости вообще социалистического строя с рациональным хозяйствованием. Наиболее заядлых из экономистов — критиков социалистической доктрины по распоряжению Ленина выслали из Советской России. Для экономистов, ставших советскими — будь то члены партии большевиков, выходцы из других партий или просто «спецы» (специалисты-немарксисты), — осталась загадка предсмертных слов Ленина о «коренной перемене всей нашей прежней точки зрения на социализм». Они давали повод как минимум для трех версий:

— отказа от «уничтожения товарного хозяйства» не только для переходной стадии, но и для зрелого («цельного») социализма;

— принятия, с поправкой на диктатуру пролетариата, идеала «кооперативного социализма» («достигнуть через НЭП участия в кооперации поголовно всего населения»);

— признания неоправданности прежних надежд па пролетарскую революцию в «передовых» западных странах и установки на строительство самых «передовых» («социалистических») производственных отношений в одной стране с далеко не передовым уровнем производительных сил.

Главным по значимости для руководства партии большевиков после смерти Ленина стал вопрос о возможности победы социализма в одной стране, нависший политической тучей над экономическими дискуссиями.

Эпоха коренных перемен

Мы начинаем сознавать, что в ходе примерно пятнадцати столетий было создано некое подобие христианской цивилизации и что в наши дни эта христианская цивилизация находится под угрозой и шансы на ее выживание призрачны. Наступает новая эпоха, в которой ученые, художники, провидцы и святые уступают место солдатам, инженерам и политикам, эпоха, которая уже не способна создать подлинную культуру, а может произвести лишь поверхностную техническую цивилизацию.

В XIX веке свое предназначение западная цивилизация видела в том, чтобы привести мир к счастью и изобилию. Промышленная революция создала богатство и благополучие, которые два века назад казались немыслимыми. В Африке и в Латинской Америке местное население, казалось, готово было пойти по разумному пути промышленно развитых стран Европы и Соединенных Штатов. Миссии процветали, несмотря на такие события, как Боксерское восстание в Китае, и крепла надежда, что в самом ближайшем будущем большинство населения мира станет христианским. В течение почти целого столетия между европейскими державами сохранялись, за небольшими исключениями, мирные отношения.

Однако подспудно существовали разрушительные течения, в конечном счете ввергшие мир в самую опустошительную войну, которую он когда-либо знал, и последовавшие за ней революцию, экономические потрясения и еще более ужасающий мировой пожар. В XIX веке относительный мир в Европе был возможен отчасти потому, что конкуренция между европейскими державами приняла форму колониальной экспансии. Когда Европа жила в мире, обычным явлением международной политики стали локальные войны на заморских территориях. Но к 1914 году большинство стран Азии, Африки и Латинской Америки были колонизированы, если не политически, то во всяком случае экономически. Тогда Европа обратила взгляд на собственный юго-восточный регион, Балканы, где в результате постепенного развала Турецкой империи образовалось несколько государств с нестабильными границами и слабыми правительствами. Эти земли стали яблоком раздора между европейскими державами, и именно из-за этого раздора началась Первая мировая война. Технологический и промышленный прогресс, которым так гордился Запад, проявился теперь во всей своей разрушительной силе, так как война предоставила возможность военного использования технических достижений путем создания подводного, воздушного и химического оружия. Сам факт того, что промышленно развитые державы держали под контролем далекие страны, с неизбежностью обусловил участие в конфликте большей части земного шара. В войне, продолжавшейся четыре года, участвовали тридцать стран и вооруженные силы общей численностью в 65 миллионов человек, из которых почти одна седьмая часть погибла, а ранения в боях получили более одной трети. Потери среди гражданского населения установить труднее, но они были по крайней мере такими же, как и среди военных.

Тем временем хаос в России вылился в революцию. Россия была одной из великих европейских держав, где либеральные идеи XIX века практически не получили распространения. Царское самодержавие и помещичья аристократия продолжали управлять страной так же, как они это делали в течение столетий. Карл Маркс никак не мог ожидать, что Россия, где темпы индустриализации были медленными, станет первой страной, в которой успешно совершится предсказанная им революция. Он рассчитывал, что к революции, которую совершат промышленные рабочие, приведет развитие промышленности и капитала и что крестьяне отнесутся к этой революции настороженно. Но война опровергла его предсказания. Национальные чувства были оскорблены неспособностью правительства выиграть хотя бы одну битву, и вскоре это недовольство соединилось с широким социальным протестом в городах, где не хватало хлеба, и в деревнях, где не хватало земли. В марте 1917 года император Николай II был вынужден отречься от престола в пользу своего брата, который тоже отрекся несколько дней спустя. Некоторое время власть находилась в руках умеренных, надеявшихся на установление либеральной республики. Но неудачи этого правительства на фронте и в области экономической политики в сочетании с агитацией В.И.Ленина и большевиков привели к Октябрьской революции 1917 года. Ленин сразу же начал приводить в исполнение свою широкую программу социальной реорганизации, национализировав землю и банки и передав промышленные предприятия в руки находившихся под правительственным контролем профсоюзов. В рамках этой программы была также конфискована вся церковная собственность. Таким образом, Русская православная церковь, после падения Византии считавшая себя «третьим Римом», попала в положение, аналогичное тому, в котором находилась Византийская церковь после турецкого вторжения. Кроме того, новое правительство вышло из войны, но вскоре оказалось втянутым в гражданскую войну против контрреволюционеров, пользовавшихся поддержкой иностранных государств и церкви. Ко времени, когда Красная армия одержала победу в этой войне, советское правительство еще увереннее считало, что церковь — его смертельный враг.

В западном полушарии последствия войны проявлялись не столь остро. Соединенные Штаты вступили в войну лишь в апреле 1917 года, и хотя их вооруженные силы понесли большие потери, внимание страны вскоре привлекли другие вопросы. Страна сосредоточилась на самой себе, пытаясь решить свои проблемы в изоляции от остального мира, и отказалась вступить в Лигу Наций. На первый план выступили два вопроса, уходившие корнями в XIX век: запрещение продажи спиртных напитков и избирательные права женщин. Продажа спиртных напитков была запрещена законом в 1919 году, менее чем через год после окончания войны. Женщинам избирательные права были предоставлены девятнадцатой поправкой к Конституции в 1920 году. Двадцатые годы были десятилетием экономического процветания, особенно для богатых (5 процентов населения получали треть общего дохода). Затем наступила Великая депрессия, последствием которой стало избрание Франклина Рузвельта и провозглашение «Нового курса». Оздоровление экономики во время президентства Рузвельта рассматривалось как очередное доказательство того, что страна идет по правильному пути и что Депрессия была всего-навсего преходящим явлением, преодоленным благодаря упорному труду и правильной организации. Вследствие этого в первой половине XX века в Соединенных Штатах не было настроений, проникнутых сомнениями и пессимизмом, которые начали распространяться в Европе. Еще одним значительным событием в западном полушарии была начавшаяся в 1910 году Мексиканская революция, которой поочередно руководили то радикалы, то достаточно умеренные силы и которая продолжалась несколько десятилетий. Здесь тоже постоянно возникали конфликты между католической церковью и повстанцами. В 1927 году стой же легкостью, как и в России, вся церковная собственность была конфискована. В конце концов государственная власть отошла от своей непримиримой позиции в отношении церкви, но так и не вернула конфискованную собственность.

Это интересно:  Качественный состав пищи

В Европе надеялись, что Лига Наций сможет предотвратить повторение трагических событий Первой мировой войны, однако рост фашистского движения делал эти надежды весьма призрачными. Фашизм, пришедший к власти в Италии под руководством Бенито Муссолини, эксплуатировал ущемленные национальные чувства для прославления войны и превращения всей нации в тоталитарную военную машину. Социальная доктрина фашизма была неопределенной, на первых порах он смыкался с позицией радикальных революционеров, но затем начал эксплуатировать страх перед коммунизмом и объединился с промышленниками для создания новой властной финансово-индустриальной элиты. Во всяком случае на всех этапах развития характерными чертами фашизма были мечты о национальном величии, а также ненависть к демократии и политическому либерализму как к порождениям изнеженной буржуазии. Как заявил Муссолини: «Война для мужчины — то же самое, что материнство для женщины». Вскоре движение распространилось на другие страны. Нацистская партия, его немецкий аналог, пришла к власти в Германии в 1933 году и в конечном счете затмила итальянский фашизм. Под влиянием нацизма антисемитизм стал официальным догматом международного фашизма, что привело к гибели миллионов евреев в Германии и в других странах. К 1936 году, помимо Италии и Германии, фашистская идеология пользовалась определенным влиянием в Японии, Польше, Австрии, Венгрии, Греции, Румынии и Болгарии. В 1939 году после победы Франко в Гражданской войне в Испании фашизм утвердился и в этой стране. Отношение фашистских правительств к христианству было разным. В Испании Франко считал католическую церковь одним из своих самых близких союзников и называл себя ее верным сыном. Отношение Муссолини менялось в зависимости от обстоятельств. Гитлер же видел в христианстве с его заповедью всеобщей любви и необходимостью «подставлять другую щеку» антагонистическую силу, препятствующую достижению его конечной цели — мирового господства, но в то же время стремился использовать церковь в своих интересах.

Характерными для фашизма были также мечты о возрождении былой славы. Муссолини обещал восстановить Римскую империю. Греческие фашисты говорили о возрождении спартанского воинственного духа и Византийского государства. Испанские «фалангисты» мечтали вернуть «золотой век» Испанской империи. Эти мечты вступали, разумеется, во взаимное противоречие. Но их общая движущая сила — прославление войны и противодействие любым формам эгалитаризма — объединяла различные фашистские движения, направленные против всего, что выглядело как демократия, либерализм или пацифизм. Италия и Германия заключили союз, названный «Осью», к которому позднее присоединилась Япония. Подписание германо-советского пакта обеспечило нейтралитет Советской России. Месяц спустя, в сентябре 1939 года, в Европе началась война.

Во второй раз на протяжении трех десятилетий конфликт охватил весь мир. На первом этапе фашистские державы — страны «Оси» — заручились неучастием в конфликте России. Более того, Россия воспользовалась дружескими отношениями со странами «Оси» для раздела Польши с Германией и расширения своих владений на Балтийском побережье. Вскоре большая часть Западной Европы оказалась в руках фашистов, а их японские союзники расширяли свои владения на Востоке. Когда в 1941 году немцы вторглись в Россию, а японцы напали на Перл-Харбор, нейтральной не могла уже оставаться ни одна крупная держава. Поскольку страны «Оси» завоевали большую часть Европы, основными театрами военных действий стали Тихий океан, Северная Африка, советско-германский фронт и Ла-Манш. Но бои происходили также в африканских колониях, на Ближнем Востоке и даже в таких отдаленных местах, как Ла-Плата. Названия тихоокеанских островов, о которых на Западе раньше даже не слышали, стали повседневными словами. Племена, до того времени жившие в относительной изоляции от остального мира, увидели в своем небе схватки боевых самолетов, а на своей земле бои между войсками народов, о существовании которых они раньше не знали. Всего в войне приняли участие пятьдесят семь стран.

Еще одной неучтенной военной потерей стало господствовавшее в XIX веке оптимистическое представление о будущем западной цивилизации. Считалось, что благодаря соединению христианских ценностей с техническими знаниями, озаренному светом просвещения, эта цивилизация откроет перед человечеством путь в новую эпоху. Именно в том, чтобы поделиться плодами цивилизации с менее удачливыми народами, заключалось «бремя белого человека». Теперь же в ходе двух самых опустошительных за всю историю войн эта цивилизация принесла смерть и разрушения всему миру. Ее технические достижения использовались для создания самого смертоносного оружия, которое когда-либо знал мир, и кульминацией этого стал взрыв первой атомной бомбы над Хиросимой 6 августа 1945 года. Германия, выражавшая суть европейской цивилизации и гордившаяся своим духовным лидерством в западном мире, пала жертвой демонического фанатизма, доселе невиданного даже среди самых примитивных племен на земле.

Прямым следствием всего этого стало распространение по всему миру движения, направленного против колониального господства. Сначала рухнули колониальные империи побежденных стран. Но вскоре стало ясно, что в результате войны победители тоже в значительной степени утратили свой престиж. Национально-освободительные движения, возникшие несколько десятилетий назад, приобрели новое дыхание, и за два десятилетия развалились все колониальные империи. Политическая независимость не всегда влекла за собой независимость экономическую — во многих случаях на смену прежнему порядку приходила неоколониальная экономическая система. Тем не менее через двадцать лет после окончания войны стало ясно, что во вновь созданных молодых государствах возникли мощные движения, направленные против экономического империализма. Национальные чувства порой выражались в форме возрождения старых нехристианских религий.

Некоторые движения ставили целью изменение не только международного экономического порядка, но и общественного устройства в собственной стране, часто принимая за основу социалистическую модель. Первым и наиболее значительным примером этой тенденции стал Китай, в котором отчасти в результате войны националистическое правительство было свергнуто коммунистами. Китай какое-то время сохранял верность советскому коммунизму, но в конечном счете порвал всякие связи с тем, что походило на опекунство европейских стран над всем остальным миром. Япония выбрала противоположный путь — развитие капитализма и индустриализации, — надеясь составить конкуренцию промышленно развитым странам Европы и Соединенным Штатам. Политической независимости от западных держав добились почти все страны Африки и мусульманского мира. Израиль и Южная Африка, два западных анклава вне западного мира, находились под жестким давлением со стороны своих соседей. Многие вновь образовавшиеся в мире государства при поддержке уже давно существовавших государств Латинской Америки считали основной целью создание в последних десятилетиях XX века такого экономического порядка, который был бы благоприятнее для бедных стран, и реструктуризацию на этой основе международных отношений, а также перераспределение богатства в пределах собственных границ.

В ходе всех этих перемен европейские страны и Соединенные Штаты часто чувствовали себя ущемленными. Многие в этих странах привыкли к мысли, что всеми колониальными и неоколониальными устремлениями двигали альтруистические мотивации и высокие идеалы. С этой точки зрения антиколониальная реакция просто-напросто ставила в тупик. Ее можно было объяснить только дьявольским заговором с целью сбить «аборигенов» с пути истинного и заставить их отказаться от собственной выгоды. Такому пониманию антиколониального движения способствовала ментальность «холодной войны». Это название получило противостояние капиталистических и коммунистических стран, возникшее сразу же после Второй мировой войны и продолжавшееся с разной степенью интенсивности в течение нескольких десятилетий. В результате войны Советский Союз установил контроль над большинством стран Восточной Европы, а Германия разделилась на Федеративную Республику (Западная Германия) и Демократическую Республику (Восточная Германия). Во время холодной войны этот регион был ареной активных действий, в том числе блокады Берлина коммунистами и возведения стены, чтобы воспрепятствовать переходу жителей Восточного Берлина на Запад. В отдельных случаях, например в Корее и Вьетнаме, холодная война выливалась в открытые военные действия, хотя великие державы, сознавая ядерную мощь друг друга, избегали прямых военных столкновений. На Западе все антиколониальное движение многими истолковывалось в свете холодной войны. Коль скоро коммунисты действительно приложили руку ко многим революционным движениям, хотя они и не всегда их возглавляли, были основания рассматривать антиколониальное движение как широкий коммунистический заговор. Такое понимание, получившее большее распространение в Соединенных Штатах, чем в Европе, позволяло объяснить, почему альтруизм «бремени белого человека» привел в конце XX века к крайним формам антиколониализма. Но это простое объяснение достигалось ценой грубого и опасного упрощения, грозившего отдалить Запад от подавляющего большинства человечества.

Тем временем аналогичные изменения происходили и на самом Западе. Люди, до недавнего времени довольствовавшиеся второстепенными ролями — в частности, чернокожие и женщины, — хотели быть допущенными к принятию решений и добивались этого. Нельзя сказать, что это никак не было связано с трагедией двух мировых войн и с явной угрозой третьей. В самом деле, если власть имущие довели мир до таких катастроф, казалось вполне логичным, что настало время сменить их у руля управления. Во время Второй мировой войны чернокожих и женщин в Соединенных Штатах призывали прилагать все силы для помощи стране. После войны они не хотели больше возвращаться к своему прежнему уделу. Движение за гражданские права и феминистское движение были одновременно попыткой добиться более широких возможностей для чернокожих и женщин и критикой методов, с помощью которых белые мужчины управляли миром.

Во всем этом принимала участие церковь. Границы, разделяющие государства, общественные классы и политические партии, церковь нарушала смелее любой другой международной организации, корпорации или какого-либо политического движения. Действительно, великим наследием XIX века стало рождение, впервые в истории, подлинно вселенской церкви. Хотя в XX веке к миссионерам предшествовавших поколений многие стали относиться как к наивным мечтателям, не вызывает сомнений, что они добились успеха, оставив после себя широкую сеть христиан всех цветов кожи и национальностей. Но проблемы, поставленные XX веком, не были для этой международной церкви легкими. Война вкупе с расовой и классовой борьбой разделили церковь, причем часто в вопросах, имеющих мало общего с богословскими различиями. В одних случаях она подвергалась гонениям, а в других использовалась для достижения скрытых для нее целей. В условиях нестабильности XX века члены церкви часто разъединялись, приходили в замешательство и даже испытывали страх. Тем не менее во время войны, гонений и гражданских потрясений они стремились свидетельствовать о Том, Чье царство мира и справедливости будет нескончаемым. Такова история христианства в XX веке, к которой мы сейчас обратимся.

§ 5. Коренные изменения организации государственного единства

Октябрьская революция уничтожила ту форму государственного единства, которая существовала в Российской империи и не была сколько-нибудь серьезно преобразована буржуазным Временным правительством. Уже в первые месяцы после Октября возникают две исторические тенденции: изменение территорий России в сторону некоторого ее уменьшения и формирование советской федерации. То и другое опиралось на провозглашенное революцией право наций на самоопределение.

Возникновение новых республик. Решающим фактором, определившим верховенство высших органов Российской Советской Республики над всей территорией дооктябрьской России, явилась воля трудящихся основных районов страны к установлению Советской власти. Эта воля проявилась в самом факте участия в работе II Всероссийского съезда Советов представителей всех народов России и в том единодушии, с которым принимались его решения.

Вместе с тем уже вскоре после Октября некоторые народы высказали пожелание реализовать свое право на самоопределение в форме отделения от России, опираясь на советские конституционные акты, среди которых центральное место занимает Декларация прав народов России, принятая в начале ноября 1917 г.

В декабре 1917 г. право на самоопределение в форме отделения использовала Финляндия, тщетно просившая об этом Временное правительство. Теперь же делегация финляндских социал-демократов приехала в Петроград и заручилась предварительным согласием В.И. Ленина. Вслед за тем уже государственная делегация Финляндии поставила перед высшими органами власти Советской России вопрос о признании независимости своей республики. Соответствующее решение было принято без проволочек. Так Финляндия, получившая в XIX в. государственность из рук царской России, теперь получила независимость из рук России советской.

Безоговорочно подтвердило Советское правительство и право польского народа на самоопределение. Однако польское государство в тот период создано не было, так как его территория находилась под немецкой оккупацией.

В первой половине июня 1918 г. съезд тувинского населения Урянхайского края принял решение о самостоятельности Тувы, но в отличие от Финляндии здесь несколько позже сложилось не буржуазное, а народное государство, переходное к социалистическому.

На иных политических и юридических основах провозгласила свою независимость Украинская республика. УССР явилась исторически второй независимой советской республикой. Установление Советской власти на Украине проходило в борьбе на два фронта. Как и по всей стране, здесь нужно было свергнуть органы Временного правительства. Но значительно большее препятствие представляли собой националисты в Центральной раде, созданной после Февральской революции украинскими буржуазными и мелкобуржуазными партиями.

Первоначально Центральная рада добивалась лишь автономии для Украины, однако даже эта идея встретила решительное сопротивление Временного правительства. После Октября украинские националисты повели курс уже на отделение Украины от России.

Это интересно:  Ананас для лица, маска из ананаса для кожи, отзывы и результат

Иную позицию заняли Советы Украины, руководимые, особенно в восточных промышленных ее районах, по преимуществу большевиками. Они учитывали тягу украинского народа к созданию своей государственности, видя в то же время ее существование лишь в тесной связи с Советской Россией.

11 декабря 1917 г. в Харькове открылся I Всеукраинский съезд Советов, который провозгласил создание Украинской Советской Республики, избрал ее Центральный Исполнительный Комитет, члены его в подавляющем большинстве были большевиками. ЦИК в свою очередь образовал правительство Советской Украины — Народный Секретариат. Органами отраслевого управления стали 13 секретарств. Совет Народных Комиссаров Российской Советской Республики 16 декабря 1917 г. официально признал это правительство Украины.

Возникновение Советской Украины не означало ее отрыва от России, хотя правовое положение республики в тот период не было еще точно определено. С одной стороны, она мыслилась как независимая, находящаяся в федеративной связи на основах равенства, а с другой стороны, признала себя частью России, подобно автономным государствам. При всех условиях воля украинского народа к единению с Советской Россией была выражена совершенно четко.

Особо следует сказать о Прибалтике и Закавказье. Дело в том, что там стали возникать определенные образования, претендующие на статус независимых государств.

В Литве, к моменту Октябрьской революции полностью оккупированной немцами и бывшей под их крылышком, в 1917 г. были созданы органы, претендующие на статус национальных. 11 декабря немцы разрешили Литовскому совету (Тарибе) принять документы, направленные на отделение от России, но в то же время закрепляющие Литву под германским господством. 16 февраля 1918 г. литовской буржуазии было дозволено принять даже документ, который сегодня в республике считают актом независимости Литвы. Однако 28 февраля сам же Президиум Литовского совета заверил немецкое правительство, что отношения Литвы с Германией будут строиться в духе декабрьских постановлений, т.е. Литва по-прежнему оставалась под властью Германии. Следовательно, говорить о воссоздании независимой Литвы в феврале 1918 г. не приходится.

Конечно, литовский народ, как и другие, имел право на самоопределение вплоть до создания своего государства. Но в силу общепринятых принципов государственного и международного права для отделения Литвы от России следовало поставить и решить такой вопрос юридически, как только что сделала Финляндия. В Литве этим пренебрегли. Немцы же вообще не вправе были распоряжаться оккупированной ими территорией, поскольку война еще не закончилась и границы государства не были определены мирным договором. Таким образом, ни фактически, ни юридически Литву в тот период нельзя считать независимым государством.

Нечто подобное происходило и в оккупированной немцами Эстонии.

Что касается Латвии, то в ней события развивались иначе. В этом крае уже в конце 1917 г. начала создаваться национальная государственность на советской основе, в форме фактической автономии. Советы неоккупированной Латвии объединили территорию, населенную латышами, создали органы власти и управления края. Съезд Советов принял акты, имеющие по существу конституционное значение. Однако объявить Латвию республикой или каким-то иным государственным образованием они не решились, тем более что половина латышского народа находилась в это время под немецкой оккупацией. Эта автономия просуществовала недолго. Уже в начале 1918 г. немцы оккупировали всю Латвию.

В Закавказье революция победила только в Баку и его окрестностях. На остальной же территории власть оказалась в руках националистов, практически действовавших под эгидой иностранных держав — Германии, Турции, Англии, даже Франции. В мае 1918 г. в Грузии, Армении и Азербайджане было провозглашено создание так называемых независимых республик. Здесь тоже не пожелали юридически и цивилизованно оформить свой выход из России.

Создание Российской Федерации. Провозглашение Советской властью права наций на самоопределение создавало возможность изменения не только территории России, но и формы ее государственного единства. Однако в первые недели существования Советского государства этот вопрос еще конкретно не был поставлен. Фактически Российская Советская Республика была унитарным государством. Она делилась на административно-территориальные единицы, во главе которых стояли местные органы власти. Каких-либо государственных образований внутри Российской Советской Республики пока что не было.

Октябрьская революция положила начало слому старого административно-территориального устройства. В.И. Ленин еще в 1913 г. считал необходимой замену «старых административных делений России, установленных крепостниками-помещиками и чиновниками самодержавно-крепостнического государства, делениями, основанными на требованиях современной хозяйственной жизни и согласованными по возможности с национальным составом населения» .

Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 23. С. 317.

В послереволюционном развитии административно-территориального устройства России можно отметить две взаимосвязанные тенденции: с одной стороны, стремление приспособить старую систему к новым условиям путем частичной, локальной перекройки границ губерний, уездов, волостей и т.п., с другой — попытки найти новые формы административного устройства территории государства.

Первая тенденция вытекала из невозможности в трудной внутренне- и внешнеполитической обстановке сразу в корне перестроить систему административного деления в соответствии с принципами организации социалистического государства. В то же время необходимость создания административно-территориального устройства, учитывающего сложившиеся экономические связи, была очевидной. Следовало также приблизить руководство к местам, укрепить связь Советов с массами. Наконец, реорганизация территориального устройства должна была упрочить руководящую роль пролетариата в его классовом союзе с крестьянством.

24 декабря 1917 г. НКВД в своем обращении к местным Советам указывал на необходимость перемещения административных центров в промышленные города, «Советы которых более крупны, более деятельны и влиятельны» благодаря наличию сильной пролетарской организации. Цель — усиление роли пролетариата в губерниях и уездах.

Вопросы административного деления были связаны с жизненными интересами трудящихся. Поэтому инициатива при их решении исходила обычно снизу, непосредственно от самого населения при всемерной поддержке со стороны государства. Так, Декрет СНК 27 января 1918 г. установил, что изменение территории административных единиц производится местными Советами. При отходе частей одной губернии к другой возникающие технические вопросы и недоразумения должны разрешаться смешанными комиссиями из представителей советских органов заинтересованных губерний. Декрет допускал образование новых областей, губерний, уездов и волостей путем разделения на части старых административно-территориальных единиц. Еще раньше, 2 декабря 1917 г., Совнарком разъяснил, что «новое административное разграничение зависит исключительно только от соглашения заинтересованных Советов. За целесообразность этого разграничения они отвечают перед Советом Народных Комиссаров» . В апреле и мае 1918 г. НКВД опубликовал специальное разъяснение и циркуляр, упорядочивавшие практику изменения границ волостей, уездов и губерний.

Триумфальное шествие Советской власти. Ч. 1. М., 1963. С. 118.

Поиски новых форм административно-территориального устройства шли по линии создания областных объединений и изучения на практике их достоинств и недостатков.

Решение о создании областей было принято еще I Всероссийским совещанием Советов 29 марта 1917 г. Области формировались как объединения Советов нескольких губерний. Возникновение областных объединений после Февраля не имело своей непосредственной целью изменение старого административно-территориального деления, но объективно оно выражало тенденцию к его слому.

На II Всероссийском съезде Советов было отмечено существование нескольких областных объединений Советов. Относительно прочными из них оказались Западная, Московская, Северная и Уральская области, охватывающие наиболее развитые в экономическом и политическом отношениях районы. Поскольку после Октябрьской революции Советы стали органами государства, то и областные объединения их оказались определенной государственно-правовой категорией.

Однако уже тогда встал вопрос о соотношении областей с губерниями и центром, вылившийся в конце концов в проблему целесообразности существования областных объединений в общей системе территориального устройства Советского государства. 1 апреля 1918 г. Я.М. Свердлов в докладе о создании Конституционной комиссии отметил необходимость разграничения сферы действий центральных, областных и местных органов. Он говорил, что органы Уральской, Московской, Северной областей конкурируют с центральными. Областные объединения отмерли в начале гражданской войны.

Российская Советская Республика недолго оставалась унитарным государством. Очень скоро ее социалистический унитаризм сменился социалистическим федерализмом. Вслед за Марксом и Энгельсом В.И. Ленин исторически конкретно подходил к вопросу о приемлемости федерализма. До Февральской революции он считал лучшей формой государственного единства унитарное государство, допуская федерацию «лишь в отдельных, исключительных случаях. После Февраля 1917 г., анализируя историческую обстановку, В.И. Ленин приходит к мысли о допустимости федерации для России, а в ходе Октябрьской революции делает вывод о необходимости федеративного устройства Советской России.

В 1917 г. идеи федерации выдвигались самими трудящимися массами. Съезд безземельных Латвии в апреле 1917 г. в своей резолюции заявлял: «Мы боремся за введение демократически федеративной республики». Крестьянский съезд Тираспольского уезда в июне 1917 г. отметил: «Общие исторические судьбы народов, населяющих Россию, и сознание важности государственного единения настоятельно указывают на необходимость федеративной спайки автономных русских областей. «.

Уже между II и III Всероссийскими съездами Советов подготавливается переход России от унитарного к федеративному устройству. Окончательное решение было принято на III Всероссийском съезде Советов в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа, провозглашавшей Российскую Советскую Республику федеративным государством. Практическое строительство Российской Федерации развернулось вскоре после III съезда Советов. Оно пошло по линии создания автономных единиц внутри РСФСР.

Самой крупной из первых автономных республик явилась Туркестанская АССР. Идея автономии Туркестана, выдвинутая местной буржуазией до Октябрьской революции, оказалась популярной в народных массах. Однако туркестанские большевики не сразу использовали эту идею в интересах укрепления дружбы и сотрудничества русского народа с коренными национальностями края, что было на руку местным националистам, провозгласившим в Коканде автономию Туркестана на буржуазной основе.

Состоявшийся в январе 1918 г. IV краевой съезд Советов поставил целью создание советской автономии края, а V съезд Советов Туркестана 30 апреля провозгласил его республикой и автономной частью Российской Федерации.

В условиях острой классовой борьбы возникла Терская Советская Республика. В ответ на Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде горская знать и казачья верхушка Терека попытались установить в области свою «твердую власть». В ноябре 1917 г. ими было образовано Временное Терско-Дагестанское правительство, собравшее вокруг себя все контрреволюционные силы. Однако большевикам удалось созвать 25 января 1918 г. в Моздоке I областной съезд народов Терека, который дал отпор контрреволюционерам и сепаратистам, но пока не провозгласил Советской власти. Советская власть была признана только на II съезде народов Терека, состоявшемся в Пятигорске в феврале — марте 1918 г. Съезд подтвердил неразрывную связь Терека с Советской Россией.

В этот период на территории РСФСР возникли также Кубано-Черноморская, Донская и Таврическая автономные республики.

Становление Российской Федерации на ее первом этапе характеризовалось определенными особенностями. Образование автономных советских республик в 1918 г. проходило снизу, по непосредственному волеизъявлению самих трудящихся масс, руководимых местными партийными и советскими органами, которые в своих решениях опирались, конечно, на принципиальные указания центральных органов партии и государства. Важной формой руководства было направление из центра специальных комиссаров. Эти комиссары, например С. Орджоникидзе на Северном Кавказе и Дону, сыграли существенную роль в создании соответствующих автономных республик.

Образование республик по инициативе местных органов неизбежно вело к тому, что они создавались в рамках прежних административно-территориальных единиц (Терская область, Область войска Донского, Кубанская область, Черноморская и Таврическая губернии, Туркестанский край). Это привело к несоответствию между границами республик и границами расселения народов, так как старое административное деление разрывало народы между разными губерниями и областями.

Единственной формой автономии в это время была республика, т.е. государственная, политическая форма автономии.

Правовое положение автономных республик 1918 г. не было определено достаточно полно и четко. Каждая республика решила в принципе положительно вопрос о сохранении государственно-правовой связи с РСФСР, высказавшись за свое существование в составе Российской Федерации, т.е. за автономию. Однако в соответствии с резолюцией III Всероссийского съезда Советов «О федеральных учреждениях Российской Республики» требовалось уточнить содержание этой автономии, т.е. провести разграничение компетенции между РСФСР и автономными республиками, установить конкретные формы связи между их органами. Эту работу в условиях военной обстановки провести не смогли. Даже само провозглашение республик не всегда было достаточно оформлено. Так, ни один съезд народов Терека не решал вопрос о провозглашении республики. Терская автономия существовала скорее практически, чем юридически. Сущность автономии советских республик, входящих в 1918 г. в РСФСР, трактовалась их руководящими органами весьма широко.

Автономные республики 1918 г. оказались недолговечными. Кроме Туркестанской, все они были захвачены интервентами и белогвардейцами и прекратили свое существование. Дольше всех — до февраля 1919 г. — продержалась Терская республика. Главная причина недолговечности названных республик состояла, однако, в том, что они не вполне соответствовали национально-территориальному принципу, лежащему в основе социалистической федерации. После освобождения территории Северного Кавказа и Тавриды от интервентов и белогвардейцев существовавшие здесь в 1918 г. советские республики не были восстановлены. Вместо них стали создаваться иные, основанные на строгом соблюдении национального принципа.

Подводя итог сказанному, отметим: в первые месяцы после Октября был не только создан новый государственный механизм Российской Республики, но и сложилась новая, федеративная форма ее государственного единства. Большевики обеспечили все реальные условия для самоопределения народов, а эти народы совершенно добровольно объединились с русским в одном государстве.

Статья написана по материалам сайтов: lawbook.online, www.activestudy.info, studme.org, helpiks.org, studfiles.net.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий