Обучение во время сна — взаимосвязь сна и памяти

Запоминать информацию во сне — мечта любого школьника или студента. Помните это распространенное предэкзаменационное поверье: положить перед сном книжку под подушку, и успехи в учебе гарантированы. Утром будете знать все, что там написано.

Конечно, этот метод запоминания никогда не срабатывал. Но, оказывается, есть несколько вещей, которые можно запомнить во сне.
Сон состоит из двух фаз: медленной и быстрой. В медленную фазу сна наши воспоминания переносятся из краткосрочной памяти в долгосрочную, в которой они остаются еще какое-то время и не заменяются новыми.

Первые полтора часа самые важные: именно в это время происходит «расфасовка» событий дня. Во время описанных экспериментов ученые заметили, что люди, подвергавшиеся звуковому воздействию ночью, проводили больше времени в медленной фазе сна. Так что вы действительно можете улучшить кое-какие навыки во сне.

Запоминание информации во сне: учим иностранные слова

В недавнем эксперименте Томас Шрейнер и Бьорн Раш из Университета Цюриха предложили немецким студентам начать учить голландский язык с нуля. После повторения нескольких новых слов ученые разделили студентов на две группы и предложили им вздремнуть. Несколько часов первая группа прослушивала аудиозапись во сне, вторая же дремала в тишине.

Позже участников протестировали. Те, кто спал по аккомпанемент новых слов, переводили их лучше. Чтобы убедиться, что открытие было связано именно со сном, ученые собрали еще одну группу. Теперь, пока первая половина спала под колыбельную из новых слов, вторая гуляла по парку. И опять спящие гораздо лучше справились с финальным тестом.

Как вспоминать забытые вещи

В 2013 году исследователи попросили 60 здоровых взрослых людей поместить виртуальный объект на определенное место компьютерного экрана. Когда участники выбирали место и помещали туда объект, раздавался своеобразный звук. У каждого объекта была своя «стоимость» — баллы, которые участник мог бы получить за предмет на финальном тесте. Звуковой сигнал также различался, в зависимости от «стоимости».

Потом ученые провели два эксперимента, в каждом из которых некоторым волонтерам было предложено поспать полтора часа.

Во время первого перерыва участники спали без всякого звукового сопровождения, а во второй раз каждому из них был проигран звук, который раздавался при правильном размещении объекта на экране. При этом другая половина участников не спала, но мелодии звучали и для них тоже.

Неудивительно, что, поспав, люди забывали месторасположения объектов. Однако в их воспоминаниях что-то оставалось, если они прослушивали звуковое сопровождение, причем неважно, во сне ли или бодрствуя.

Интересно, что всем участникам проигрывался звук «дешевых» объектов, но участники, которые спали, смогли вспомнить местоположение большего числа предметов: один звук вызвал сразу несколько связанных воспоминаний.

Память и методы запоминания: подтягиваем музыкальные навыки

Если вы учите новую мелодию, прослушивание ее во сне может помочь вам лучше сыграть ее в следующий раз. Это выяснили ученые Северо-Западного Университета штата Иллинойс.

Они отобрали 16 волонтеров с совершенно различным музыкальным образованием и предложили им выучить две мелодии, нажимая на кнопки в нужный момент, — как это происходит в игре Guitar Hero.

Потом им предложили поспать полтора часа, на протяжении которых ученые включали одну из выученных ранее мелодий. Когда участники эксперимента проснулись, они могли лучше сыграть любую из двух композиций, но все допустили меньше ошибок при игре той мелодии, которую они слышали во сне, сами того не зная.

Особые воспоминания

Наш мозг использует целевой отбор, когда разбирает наши воспоминания за день и отделяет самые важные от тех, что менее важны. Те, которые мозг помечает как «важные», отправляются в долгосрочную память, остальные же быстро заменяются новыми. Но есть мнение, что эту систему можно «взломать».

Недавнее исследование Университета штата Иллинойс показало, что люди, которые слушали звук, связанный с их воспоминанием (даже не слишком важным), помогал запомнить его надолго. Сначала группу волонтеров попросили расположить иконки на компьютерном экране в определенные места. Машина была запрограммирована выдавать специальный звук каждый раз, когда объект помещался на свое место.

Иконка с кошкой мяукала, колокольчик издавал характерный звон и так далее. Потом участники отправлялись спать. Половине спящих проиграли звук некоторых иконок, другая половина спала в полной тишине.

Люди, которые прослушивали те или иные звуки во сне, лучше могли вспомнить расположение объектов. Звук одной иконки запускал сразу несколько связанных воспоминаний, как и в предыдущем опыте.

Результаты всех экспериментов сходятся в одном — память работает лучше не из-за посторонних звуков во сне, а просто из-за самого состояния сна. Этот вывод делает британский The Guardian.

Сон помогает уравновесить все, что было выучено до него, но запоминать во сне информацию, которой до засыпания в голове не было, невозможно. Так что накануне важных экзаменов не стоит мучить себя аудиоуроками, а лучше хорошенько выспаться.

Долгосрочная память и сон

Долгосрочная память и сон

У ученых имеется множество доказательств того, что одна из функций фазы глубокого сна – фиксирование в долгосрочной памяти того, что было испытано и изучено в течение дня.

Этот процесс систематизации памяти основывается на комплексном взаимодействии гиппокампа – парной структуры в височных отделах головного мозга, отвечающей за память и эмоциональность, – и коры больших полушарий. Если мы действительно хотим выучить что-то, необходимо позаботиться о качественном ночном отдыхе, чтобы обеспечить достаточное время для протекания этих процессов, которые происходят преимущественно именно во время сна.

Но сразу возникает два вопроса – означает ли это, что люди, которые спят мало, например Маргарет Тэтчер или Уинстон Черчилль, в течение дня хуже запоминают информацию, чем те, кто спит не менее 8 часов, и связана ли способность человека к запоминанию с тем, насколько глубок его сон или насколько он продолжителен?

Ученые однозначно указывают на то, что долгосрочная память зависит от качества сна. Это значит также, что если ночью у нас проходят глубокая фаза и фаза идеального сна, можно быть твердо уверенными, что наша память работает хорошо.

Впрочем, глубина сна с возрастом уменьшается, он становится более поверхностным – и это абсолютно естественно. Количество фаз остается прежним, но в целом они становятся короче. У пожилых людей фаза глубокого сна наблюдается лишь изредка, и возможно, поэтому и память у них такая ненадежная. Но пока нет точных доказательств существования стойкой связи между ухудшением качества сна и возрастным снижением производительности памяти.

Это интересно:  Как быть с нитратами в овощах, фруктах и зелени

Хотя анализ результатов исследований заставляет ученых делать именно такое предположение, поскольку если у головного мозга больше нет возможности для клеточной регенерации и обработки информации во время ночного сна, днем возникают провалы в памяти, которые не могут не обращать на себя внимание.

Иногда у пожилых и престарелых людей возникает противоположное отклонение, когда слишком сложно не столько запомнить, сколько забыть что-либо тягостное или ненужное.

Очень часто нарушение сна возникает в результате перенесенного травматического стресса. Люди страдают в течение долгих лет, днем снова и снова возвращаясь к тяжелым воспоминаниям и как бы заново переживая стрессовую ситуацию, а по ночам их мучат кошмарные сновидения. Результатом перенесенного и многократно переживаемого стресса может стать тяжелейшая депрессия.

Самые современные исследования показывают, что людям, получившим серьезную психологическую или физическую травму, в первые 24 часа после инцидента лучше не давать спать. Народная мудрость гласит: «Утро вечера мудренее». Смысл ее таков – во сне легче пережить случившееся несчастье. Но ученые утверждают, что это утверждение ошибочно и засыпать с бедой не стоит. Бодрствование в течение первых суток после случившегося блокирует способность мозга во сне обрабатывать и сохранять травмирующую информацию об испытанном, а значит, и переводить тяжелые воспоминания из области временной оперативной памяти, которая регулярно самоочищается, в область памяти долгосрочной.

Это не значит, что если не давать человеку спать, травматический инцидент полностью забудется. Но есть вероятность, что при бодрствовании из памяти удалится множество страшных подробностей, которые позже годами могут повторяться в кошмарных снах и воспоминаниях.

То, что мы нуждаемся в фазах глубокого сна и быстрого сна, чтобы наш сон был эффективным и способствовал полноценному отдыху, очевидно и по другим причинам. Исследования показали, что после употребления перед сном спиртных напитков или крепкого кофе длительность фаз идеального и глубокого сна заметно снижается.

После большой дозы алкоголя или нескольких чашек крепкого кофе мозг не может эффективно «позаботиться» о себе самом, и вся дневная информация может остаться «неприбранной», а точнее, неотсортированной.

Чаще всего то, что не переработано нашим мозгом во время ночного сна и не откладывается на длительное хранение, мы потом не можем вспомнить целиком или хотя бы частично.

Вывод можно сделать совершенно однозначный: для образования долгосрочных воспоминаний, которые сохраняются в нашей памяти, в высшей степени важно качество сна, а также длительность и последовательность фаз поверхностного, глубокого и быстрого сна. Если мы спим недостаточно долго для того, чтобы полученная за день информация была переработана, а фазы глубокого и быстрого сна стали возможными, память ухудшается.

Обучение во сне: фантазии и реальность

Нет, вы не выучите во сне иностранный язык и не научитесь танцевать. Но кое-чему можно научиться даже в этом состоянии.

В книге «Возвращение в дивный новый мир» Олдос Хаксли упоминает исправительное учреждение «Вудленд-роуд», где в 1957 году состоялся любопытный эксперимент. Под подушки некоторым заключённым установили миниатюрные проигрыватели, из которых ночью доносились проповеди о нравственном поведении, ценности сочувствия и морального совершенства. Заключённые спали, а в их палатах звучал тихий голос: «С Божьей помощью меня переполняют любовь и сострадание ко всему сущему».

В романе «Дивный новый мир» гипнопедия, то есть обучение во сне, используется, чтобы внушить гражданам желательные образцы поведения, и убедить, что общество «эры Форда» — наилучшее из возможных. Первые экспериментаторы из романа пытались использовать гипнопедию для передачи научных знаний, но эта попытка провалилась. Они пришли к выводу, что со сном интеллектуальная деятельность несовместима: во сне можно внушать, но не учить.

Даже сегодня вы можете легко встретиться с рекламой аудиозаписей и электронных приложений, которые обещают, что во сне вы выучите иностранный язык, улучшите память, станете умнее и креативнее. Действительно ли во сне можно чему-то научиться, или всё это — лишь безответственные выдумки?

Гипнопедией сильно интересовались некоторые советские и американские учёные. Целый ряд исследований свидетельствовал в пользу того, что во сне можно запоминать короткие факты и термины; филолог Леонид Близниченко даже считал, что мозг во время сна может усваивать от 92 до 100% поступающей информации. Постепенно этот энтузиазм утих, но его отголоски слышны до сих пор.

Гипнопедическое обучение пародируется в известном комедийном фильме «Большая перемена». Герой Евгения Леонова мучается, пытаясь запомнить параграф о росте капитализма в Германии XIX века. В конце концов он просит дочь почитать ему учебник, пока он будет спать. Зубрёжка, мол — это устаревшие методы. Во сне всё запишется прямо «на корочку», в точном соответствии с современными научными знаниями.

Через какое-то время девушка откладывает учебник и включает детективную радиопьесу о космических приключениях. В итоге «передовые методы обучения» подводят героя: на уроке он произносит полную ахинею, смешивая фразы из учебника с прослушанным детективом.

Не нужно быть нейрофизиологом, чтобы понимать, что во сне мозг не бездействует, а проделывает множество сложных операций. В некоторых отношениях он работает даже активнее, чем в бодрствующем состоянии. Но значит ли это, что спящий мозг способен учиться?

В 1956 году психологи Чарльз Саймон и Уильям Эммонс исследовали спящих людей с помощью электроэнцефалографа. Они пытались понять, действительно ли человек способен воспринимать и запоминать новую информацию во сне. Они пришли к выводу, что это не так: материал запоминался только в том случае, если испытуемые просыпались (об этом свидетельствовали гамма-волны на энцефалограмме).

С этого момента обучение в состоянии сна стало считаться невозможным. Но более поздние исследования заставили пересмотреть устоявшееся мнение.

Чему можно научиться во сне

Оказалось, что кое-чему мозг действительно может научиться, пока вы беззаботно сопите. В августе 2017 года в журнале Nature была опубликована статья французских психологов, которые проверяли способность человека запоминать звуки, услышанные в спящем состоянии. Выяснилось, что люди способны идентифицировать звуковые сигналы после пробуждения, хотя даже не осознавали, что слышали их ранее.

Учёные уточнили, что запоминание происходит только в фазе быстрого сна, когда мозг наиболее активен. Интересно, что память, напротив, формируется в фазе медленного сна. Получается, что во сне мозг выполняет сразу несколько функций: пока на часах у вашей кровати бегут стрелки, он выполняет то одну, то другую работу — и делает это настолько деликатно, что вы не имеете об этом ни малейшего понятия.

Это интересно:  Лох узколистный - Elaegnus augustifolia

Пока испытуемые спали, учёные запускали различные звуковые сигналы, которые ассоциировались с определённым запахом. Если запах был неприятен, дыхание спящего становится менее глубоким. Вскоре для того, чтобы изменить дыхание, достаточно было одного лишь звукового тона. Это вполне можно назвать классическим примером павловского обусловливания (вспомните классические эксперименты с собаками).

Но интересно другое: реакция на звуки сохранялась даже после пробуждения. Всё это свидетельствует о том, что формирование рефлексов происходит на таком глубоком уровне, где нет потребности в действующем сознании. Выучить иностранный язык по такой методике у вас вряд ли получится — с тем же успехом вы могли бы попытаться научить разговаривать по-французски свою собаку.

В другом исследовании участники выучивали несколько гитарных пассажей с помощью инструмента, похожего на Guitar Hero. Вскоре после этого они ложились спать. Затем их просили воспроизвести выученную мелодию. В одной группе участники эксперимента просто спали; в другой они тоже спали, но делали это под звуки мелодии, которую до этого пытались выучить. Именно участники из этой группы справились с заданием существенно лучше, чем остальные.

Находясь в бодрствующем состоянии, участники должны были переместить виртуальный предмет в определённое место на экране. Одновременно с этим раздавался характерный звуковой сигнал. Затем участники сделали полуторачасовой перерыв на сон. После пробуждения они попытались вспомнить, где находится виртуальный предмет. Участники из одной группы спали в тишине, а вот другие слышали тот самый звуковой сигнал — и они справились с заданием лучше.

Всё это звучит не слишком обнадёживающе: во сне можно учиться, но вряд ли чему-то серьёзному. Однако хороший сон всё-таки очень важен для обучения. Во сне мозг не усваивает почти ничего нового, зато эффективно перерабатывает уже имеющуюся информацию.

Утро вечера мудренее

Именно сон спасает нас от амнезии и информационной перегрузки, позволяя нам учиться чему-то новому и лучше запоминать усвоенное. Поэтому бессонная ночь перед экзаменом — самый верный способ на нём провалиться.

Исследования показали, что в фазе глубокого сна, в которой мы не видим сновидений, происходит консолидация памяти: информация переводится из оперативной памяти гиппокампа в долговременную память префронтальной коры. Слабые нейронные связи при этом разрываются — так мозг отсеивает ненужные сведения и маловажные впечатления. В это время мозг начинает работать в определённом ритме, который называют сигма-ритмом или веретенообразной активностью, что можно отчётливо увидеть на энцефалограмме.

Существует уже множество исследований, продемонстрировавших значение сна для обучения и тренировки новых навыков. Учёные из Беркли, к примеру, просили участников эксперимента выполнить сложное задание на запоминание. В первый раз все справились с ним примерно с одинаковым успехом. Затем некоторым участникам дали поспать, а другие продолжали бодрствовать. Вечером все снова приступили к заданию. После перерыва на сон участники справились с тестом существенно лучше, а во второй группе результаты почти не изменились.

Чем больше мы узнаём о сне, тем больше понимаем его важность. Уже сегодня при помощи специальных гаджетов вы можете отслеживать ритмы активности головного мозга во время сна: узнать, сколько раз вы просыпались, сколько длилась фаза сновидений, а сколько — фаза глубокого сна. С помощью таких устройств вы можете также настроить оптимальное время для пробуждения.

Но эффективные методики обучения во сне вряд ли появятся даже в будущем. Сон важен, но его функция не в том, чтобы учиться. Для этого есть часы бодрствования. Хотя бы во сне дайте себе и своему мозгу немного отдохнуть.

Сон и память

Сон для человека значит меньше, чем вода, но больше, чем еда: без воды человек может прожить пять-семь дней, без еды больше месяца, а вот без сна можно продержаться не более 11 дней. В сегодняшней статье мы расскажем, что происходит с мозгом во время сна, и почему иногда истина в подушке, а не в учебнике.

Впервые о связи сна и памяти заговорил в 1801 году Дэвид Хартли, но более глубокое исследование этой тематики началось в 20-е годы XX века, когда появилась соответствующая техника. Американский ученый Натаниэл Клейтман, которого сегодня называют отцом исследования сна, вместе со своим аспирантом Юджином Асеринским начал систематические исследования сна с помощью электроэнцефалографии. Этот метод, название которого с древнегреческого можно перевести как «изобразить мозг с помощью электричества», позволял регистрировать биоэлектрическую активность различных участков мозга с помощью закрепленных на голове электродов. Ученые пытались понять, чем занимается мозг во сне, как отличается его работа от той, что он проделывает во время бодрствования, а также изучали, что испытывает человек, искусственно лишенный сна. Они совершили множество важных открытий: например, обнаружили ту самую фазу быстрого сна, а главное, выяснили, что во сне мозг активно работает. Более того, во время сна человек проходит фазу, когда его тело полностью обездвижено, а мозг находится ровно в таком же состоянии, как при бодрствовании. И даже специалист не сможет по энцефалограмме двух минут такого сна отличить его от фазы активной деятельности.

Дальнейшие электроэнцефалографические исследования мозга показали, что наш мозг спит частями. То есть в разное время сна некоторые части мозга спят, а другие активно работают, осуществляя, в частности, важную функцию так называемой консолидации памяти. Это значит, что во сне информация «перекачивается» из кратковременной памяти в долговременную, очищается от деталей, становится более четкой. Неизвестный пока механизм мозга фильтрует и определяет, какая информация нужна, а какую лучше забыть.

В результате процесса консолидации памяти часть пережитого за день опыта забывается, а другая перемещается на полку долговременной памяти, откуда ее можно достать позже. Таким образом сон смягчает и психологические травмы — личные трагедии, потому что именно во сне мозг получает возможность рассортировать информацию на ту, которую нужно запомнить и идти с ней в будущее, и ту, которую лучше забыть и оставить в прошлом. Без забывания ненужной информации не будет и запоминания важного. Парадоксально, но факт: чтобы помнить, нам нужно забывать (читайте « Как забыть ненужную информацию »).

Эффект улучшения моторной памяти во сне доказали израильские ученые из Института Вейцмана в Реховоте. Испытуемым предлагалось запомнить и проиграть определенную последовательность клавиш. Ученые тестировали их дважды — сразу после обучения и ранним утром следующего дня. Выяснилось, что, несмотря на прошедшее время, после сна они помнили больше, чем вечером.

Это интересно:  Маска для волос с горчицей, рецепт горчичной маски для роста волос от выпадения

Связь сна и декларативной памяти исследовали ученые под руководством Ульриха Вагнера из Университета Любека в Германии. В статье 2005 года они рассказали об эксперименте, участникам которого вечером выдавался список незнакомых слов. Как и в случае с клавишами, с утра они помнили больше слов, чем сразу после заучивания вечером, как будто ночью они не спали, а упражнялись.

Более того, и феномен озарения во сне — вроде созданной Дмитрием Менделеевым Периодической системы химических элементов — ученым также удалось смоделировать и экспериментально подтвердить. Сделала это та же группа Ульриха Вагнера. Вечером людям выдавали математическую головоломку на объяснение закономерности размещения чисел в таблице, и после сна процент разгадавших ее значительно увеличивался.

Нейронный механизм этих явлений изучен мало: исследовать мозг in vivo на людях сложно, а животные не демонстрируют декларативную память. А вот улучшение моторной памяти у крыс было объяснено в 2001 году учеными из Массачусетского технологического института. В ходе эксперимента крыс заставили бегать по кругу и собирать еду в это время регистрировали группы нейронов, которые активировались при прохождении каждой из контрольных точек. После этого животные заснули, но нейроны мозга продолжали активироваться так, будто крыса бегала по кругу! Возможно, этот бег снился крысе.

У людей напрямую наблюдать эффект повторения во сне действий прожитого дня в виде активизации нейронов пока невозможно, но косвенные методы показали аналогичные закономерности.

И хотя в истории взаимосвязи работы мозга и памяти у ученых пока больше вопросов, чем ответов, любой человек, проспавший работу или учебу из-за вечерних занятий или чтения, может честно сказать: во сне я не бездельничал, я прилагал усилия к более эффективному усвоению материала.

Память не резиновая

Что произойдет с памятью, если совсем не спать? Выяснить это экспериментальным путем невозможно, так как человек без сна умирает, но природа провела его без помощи ученых. Бывает, что на свет появляются люди с испорченным механизмом забывания. Фактически память их работает так, как будто они вообще не спят. В книге психолога Александра Лурии «Маленькая книжка о большой памяти» описан ставший хрестоматийным случай журналиста Соломона Шерешевского, который обладал феноменальной памятью на слова, цифры, происшествия. Сначала это казалось невероятным преимуществом и даже позволило Шерешевскому получить работу мнемониста в цирке, но вскоре дар стал ему мешать. Полученной информации было слишком много, мозг не успевал ее обрабатывать. В конце концов он стал учиться забывать так, как другие люди учатся помнить.

Лишая себя сна, мы ставим себя в положение человека с нарушением процесса забывания и лишаемся возможности воспринимать новую информацию. Если информация о предыдущем опыте не ушла в прошлое, то организм с трудом формирует новый опыт.

Обучение во сне: миф или правда?

Экология жизни. Многие из нас слышали, что во время сна человека можно обучать. Мы проводим треть своей жизни во сне и было бы здорово научиться использовать это время для обучения, но не все так просто. Давайте покопаемся в последних находках из этой области.

Многие из нас слышали, что во время сна человека можно обучать. Мы проводим треть своей жизни во сне и было бы здорово научиться использовать это время для обучения, но не все так просто. Давайте покопаемся в последних находках из этой области.

Пожалуй самым часто встречающимся курсом для сна, является изучение иностранных языков. Поди как здорово, за неделю освоить новый язык практически без усилий, но почему-то тотального перехода на новый формат обучения не происходит.

Возникает вопрос — а можно ли на самом деле обучаться во время сна?


В США шт. Коннектикут есть Центр изучения нарушений сна. Ученые утверждают, что подобного рода рекламные заявления являются ничем иным, как обманом. Во время сна, наш мозг работает в несколько ином режиме. В это время он отделяет и классифицирует полученную информацию. И он же определяет что положить в долговременную память, а что можно позабыть. Поэтому, ученые советуют учиться чему-то в тот момент пока вы бодрствуете и мозг настроен на восприятие информации.

Интересное открытие сделали и израильские ученые. Они показали, что некоторые области мозга работают во время сна точно так же как и во время бодрствования. Именно поэтому мы помним наши сны и можем воспроизвести их порой до мельчайших подробностей. Однако, что касается новой информации, то, пребывая в состоянии сна, мозг человека перекрывает все пути её получения и усвоения.

Разделяют три основные стадии активности мозга во время сна. Стадия засыпания — в этот момент активность мозга начинает угасать. Стадия быстрого сна — глаза начинают быстро двигаться, в этот момент человек видит сновидения.

Затем наступает стадия глубокого сна — клетки мозга в этой стадии работают очень интересно и напоминают волну футбольных фанатов на стадионе. На долю секунды клетки возвращаются к активности, а потом снова погружаются в состояние покоя. Именно на этой стадии мозг переваривает и классифицирует новую информацию. Если на этой стадии прервать сон, скажем аудиозаписью, то человек проснется, т.к. мозг перейдет в режим активности и разбудит человека.

Но не все так плохо. Новорожденные же спят по 18 часов в сутки и при этом умудряются развиваться. Причем темпы этого развития превышают темпы развития взрослого человека! Уже другие ученые из США постановили, что именно во сне проходит адаптация к современному миру.

Американские ученые, провели занятный опыт. Они проигрывали не громкий звук, а затем осторожно дули на спящего младенца. Из 26 детей 24 связали звук с ветерком и уже через 20 минут стали плотнее смыкать веки, ожидая его. Несмотря на то, что детишки спали, обучение произошло прямо во сне.

Статья написана по материалам сайтов: www.uaua.info, med.wikireading.ru, newtonew.com, constructorus.ru, econet.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий