От костра неандертальца до изысканных пиров

Во время раскопок стоянок, где в давние времена жили древние люди неандертальцы, ученые обнаружили большое количество маленьких черных камушков. Анализ показал, что это оксид марганца. Сначала ученые предположили, что вещество использовалось из-за его красящих свойств для украшения тела. Но неандертальцы пользовались огнем, и они могли взять для этих целей сажу и уголь. В то время, как поиск оксидов марганца требовало от них больших затрат времени. Дальнейшее исследование доказывает, какой вид людей начал использовать огонь, полученный с помощью химических реакций.

Анализ кусочков диоксида марганца показывает, что его намеренно подбирали, чтобы разжигать пламя. Эксперименты в области горения и термо-гравиметрические измерения показывают, что при добавлении этого вещества снижается температура самовоспламенения древесины и существенно увеличивается скорость сжигания угля. Неандерталец умел разжигать пламя, используя химию.

Жизнь во времена палеолита

Этнографические данные показывают, что охра используются женщинами, принадлежащими к культурам каменного века в качестве косметического пигмента. То что минерал обнаружен на стоянках указывает на прогрессивные черты неандертальцев, они раскрашивали свои тела для привлечения внимания противоположного пола. Ученые решили, что диоксид марганца использовался во времена ледниковых периодов так, как красный цвет мог вызывать отвращение у женщин неандертальцев.

При изучении материалов полученных на раскопках Пеш-де-Л’Альзе ученые обнаружили: черные кусочки диоксида марганца, в количестве около 750 грамм, молочный зуб неандертальцев, остатки костра и жернова из песчаника, которые могли использоваться для измягчения кожи животных или человека. Однако они были слишком мягкими для перемалывания злаков. Часть из них, были покрыты черным оксидом марганца.

Следы минерала были обнаружены и в самом пепелище. Все это богатство сохранилось благодаря глинистым отложениям. С помощью радиоуглеродного анализа и электронно-спинового резонанса ученые определили, что на этой стоянки жили первобытные люди около 51 тысячи лет назад.

Ученые начали искать доказательства, умели ли первобытный человек неандерталец искать определенные оксиды марганца, поддерживающие горение наиболее эффективно. Анализы показали, что практически все найденные образцы состоят из диоксида марганца (MnO 2), и содержать незначительные примеси других веществ.

Эксперименты горения

Ученые начали искать способы, как древние люди неандертальцы могли использовать вещество, чтобы облегчить использование древесины для поддержания костра. Они делали смесь из диоксида марганца и стружек древесины, затем нагревали их разными способами, использовали искры, чтобы их поджечь и терли дощечки присыпанные минералом. Все эксперименты записывались на видео, а температура контролировалась телевизором. Если обычная древесина загорается при температуре 350 градусов Цельсия, то смесь с диоксидом марганца понижает этот порог до 250.

При нагревании или использовании трута древесные стружки выпускали летучие вещества, но не загорались. Но если к ним добавлялось немного диоксида марганца, то смесь воспламенялась от первой же искры. Достаточно было 6% диоксида марганца, чтобы облегчить горение. Неандерталец умел не только пользоваться огнем, но и обладал значительными познавательными способностями, чтобы использовать химические реакции.

Диоксид марганца был настолько важным для образа жизни неандертальцев, что его находят на всем протяжении их географического ареала. Возможно, его использовали не только для украшений и разжигания пламени, но и для улучшения клеев, используемых для создания оружия. Как стало известно недавно, именно этот вид разумных людей первым изобрел клей и начал использовать его для изготовления орудий труда. Древние люди неандертальцы получали липкую древесную смолу, нагревая поленья над огнем. Клей использовался, чтобы закрепить камни на концах деревянных палок.

Ученым не понятно, как неандертальцы развивали и распространяли инновации в своем окружения, как и не известно, какой именно вид древних людей начал использовать огонь впервые. Скорее всего, неандертальцы сначала пользовались огнем, собирая угли после лесных пожаров, но это было в начале палеолита. На поздних стоянках ученые находят свидетельства того, что неандерталец умел контролировать огонь около 200 тысячелетий назад. У них было 140 тысяч лет, чтобы научиться разжигать пламя, в том числе с помощью химических реакций. Это достаточный срок, чтобы можно было случайно узнать о способности диоксида марганца снижать температуру возгорания древесины.

Огонь и образ жизни древних людей

Использование огня дало людям преимущества в выживании. Приготовленная добыча лучше переваривается, крахмал под действием температуры расщепляется на легко усеваемые сахара. Если древние люди неандертальцы начали использовать его для получения прожиточных преимуществ, то он мог повлиять на их образ жизни и на социальные отношения.

Удивительно, но использование диоксида марганца не известно в примитивных культурах собирателей-охотников современных людей. Такие факты не находили археологи при раскопках, они не описаны в этнографических записях учены изучающих первобытные племена в разных регионах.

Обнаружить преимущество отдельного негорючего материала и его возможность воздействовать на древесину, чтобы облегчить разжигание огня невозможно, если полагаться на интуицию, повторяющиеся простые испытания. А только эти способы познания используются в культурах каменного века. Знание и понимание того, что неандерталец умел использовать нестандартные решения в своей деятельности, вызывают удивление.

Чем больше ученые узнают о культуре древних людей, тем более загадочно выглядят наши вымершие кузены. Они подарили нам, участки ДНК, которые помогли выжить предкам современных европейцев в холодных регионах. Но по какой-то причине исчезли из нашего мира. Возможно, что в этом виноваты наши агрессивные предки. Жаль, что мы никогда не узнаем, как выглядела бы земля, если бы на ней параллельно развивалось две ветви разумных людей. Ведь с учетом современных открытий неандертальцы были весьма сообразительными ребятами. Если бы наши предки их не уничтожили, кто знает, какие еще удивительные вещи и насколько тысячелетий раньше, могли бы изобрести неандертальцы.

«Я там был; мед, пиво пил. «

Общая трапеза имеет многовековую историю. Пожалуй, с тех самых пещерных времен, когда неандертальцам приходилось греться около общего костра и утолять голод результатами охоты. В русском языке слово «банкет» впервые встречается в литературных источниках XVII века (эквивалент русского слова «пир»). В переводе с итальянского banchetto — «скамейка» (трапезные столы ставили около скамеек, располагавшихся вдоль стен). Несмотря на сравнительно «молодую» этимологию слова, понятие совместной трапезы в честь какого-либо события восходит к Древней Греции и Риму. По крайней мере, именно с тех времен остались многочисленные письменные свидетельства – документальные и художественные (напр., пир Трималхиона в «Сатириконе» Петрония).

В Древнем Риме столы с яствами расставлялись так, чтобы каждый из них был окружен тремя ложами (отсюда название – триклиния). Ложе при помощи покрывал и валиков превращалось в диван, на котором помещалось три персоны. Почетной считалась центральная ложа. Прежде чем присесть на диван, гость переодевался в парадную одежду и обувь. В начале трапезы пищу и вино ставили на специальный очаг в дар домашним богам и возносили молитвы. Обед состоял из трех частей: закусок, нескольких мясных- рыбных перемен и десерта с вином. На пиру было принято произносить тосты. Зал для трапезы украшался цветами, да еще и с потолка сыпались лепестки.

Это интересно:  Маска из картофеля для лица, картофельная маска из сырого картофеля

В Древней Греции торжественные трапезы устраивались только на мужской половине дома. Прежде чем присесть на ложе, гостям омывали ноги и предлагали принять ванну с благовониями. Обедали в положении полулежа, опираясь плечом на подушку или валик. Само ложе было высоким, и на нем могли расположиться спиной друг к другу двое гостей. В центре возлежал хозяин дома; почетным считалось место справа от него. Обед начинался с закусок, затем следовали перемены из мяса, рыбы, зелени. Далее совершали омовения рук и приносили жертву богам вином. Затем наступал симпозиум (философские беседы под вино), в это же время подавали десерты из сыра и фруктов, сладости. Считалось неприличным пить неразбавленное вино, поэтому его смешивали с водой (13). Для развлечения на симпозиум приглашались акробаты и музыканты.

На Руси, как уже выше говорилось, банкеты назывались пир или братчина. Братчины – это пиры вскладчину, к которым прибегали более бедные сословия. Организатор (староста) собирал доли (деньгами или продуктами), иногда выполняя на празднике роль тамады. Всем миром варили пиво, готовили еду, украшали горницу, накрывали на стол. На братчине чашу с пивом или медом пускали по кругу, каждый отпивал по глотку и передавал соседу (индивидуальных приборов еще не знали). Гостей кормили до полного изнеможения. В крестьянской среде хозяева становились перед гостями на колени и молили съесть и выпить еще чуть-чуть. Главным блюдом большого, званого обеда был банкетный теленок – «кормленный, поенный, тучный, пирушный».

Гостеприимство и хлебосольство — национальная черта русских. Любовь к пышному застолью всегда удивляла иностранцев. Так, в XV веке, когда Москва стала столицей централизованного государства, царские пиры приняли характер официально-дипломатических приемов, на которых нарочито подчеркивалось величие и могущество всего русского. Богатое убранство, выставляемые напоказ драгоценности, меха, посуда из золота и серебра, из которой, как правило, есть не дозволялось. Жаркое из лебедей — обязательное блюдо любых официальных торжеств в то время. В XVII веке уважение к гостям выказывали, в том числе, несметным количеством и громадными размерами волжской рыбы, которая стоила дороже дичи.
К организации праздников и торжеств подходили со всей серьезностью. Хозяин ездил приглашать особо важных гостей лично. Дом украшали: пол застилали коврами, стол – нарядными скатертями. Перед началом торжества проводился поцелуйный обряд: гости подходили к хозяйке, приветствовали её поцелуем и поклоном до земли. Хозяин разрезал хлеб на ломти, и подавал его гостям вместе с солью. До сих пор русская свадьба не обходится без традиционного каравая с солью.

Понятно, что царские пиры значительно отличались от крестьянских и боярских размахом и разнообразием. По продолжительности занимали от 5-8 часов. За один банкет могло подаваться от 50 до 200 блюд. Отказаться всё опробовать — означало обидеть хозяина.
… После холодных закусок (икра, копчения, соления, заливное) подавали жареные — мясные и рыбные блюда (лебеди, павлины, декорированные перьями). Вынос блюд сопровождался своеобразным шоу: блюда проносили по всему залу, а из них вылетали мелкие птицы. Затем выносили целиком зажаренные на вертеле туши (косуль, рысей, громадных осетров, сомов, белуг. ). И только после подавали кулинарные изыски – напр., свиная туша, половина которой вареная, а половина — жареная, начиненная различными птицами, овощами, фруктами и специями. Далее наступал черед горячих супов, похлебок, каш, пирогов. Одной только ухи могли подать в 30-ти различных вариантах. Завершали пир десертом, сладкими выпечками, фруктами, ягодами, блюдами из орехов. На пиру пили квасы, морсы, меды, олуй (пиво) и вина.

Понятно, что выдержать такой пир не под силу было даже богатырям. Поэтому за перебравшими гостями следили специальные слуги, которые помогали периодически опорожнять желудок и проветриваться.

Из романа А.К. Толстого «Князь Серебрянный» о пире, который устроил Грозный своим 700 опричникам: «. на столах, кроме солонок, перечниц и уксусниц не было никакой посуды, а из яств, стояли только блюда холодного мяса на постном масле, соленые огурцы, сливы и кислое молоко в деревянных чашках.
Множество слуг в бархатных кафтанах фиалкового цвета, с золотым шитьем стали перед государем, поклонились ему в пояс и по два в ряд отправились за кушаньем. Вскоре они возвратились, неся сотни две жареных лебедей на золотых блюдах. Этим начался обед.
. Когда съели лебедей, слуги вышли попарно из палаты и возвратились с тремя сотнями жареных павлинов, у которых распущенные хвосты качались над каждым блюдом в виде опахала. За павлинами следовали кулебяки, курники, пироги с мясом и сыром, блины всех возможных сортов, кривые пирожки и оладьи.
На столы поставили сперва разные студени; потом журавлей с пряным зельем, рассольных петухов с имбирем, бескостных куриц и уток с огурцами. Потом принесли разные похлебки и трех родов уху: курячью белую, курячью черную и курячью шафранную. За ухою подали рябчиков со сливами, гусей с пшеном и тетерок с шафраном.
. Отличились в этот день царские повара. Никогда так не удавались им лимонные кальи, верченые почки и караси с бараниной. Хороши и вкусны были также зайцы в лапше, и гости, как уже ни нагрузились, но не пропустили ни перепелов с чесночного подливкой, ни жаворонков с луком и шафраном. »

Традиции царских пиров резко изменились во времена Петра I. Они были такими же обильными, но никто не заставлял гостей есть до изнеможения. Ассортимент блюд стал более изысканным благодаря европейской кухне. А на столах появились в индивидуальном пользовании тарелки, ложки, чаши. Матушка-Россея стала привыкать к вилкам и салфеткам. В развлечениях проскальзывает бесшабашность и озорство. Один из любимых сюрпризов Петра – неожиданное появление из муляжей пирогов, стоящих на столе, карлиц и карликов, танцующих менуэт, поющих и декламирующих стихи.

Современные пиры по своей сути ничем не отличаются от исконных. Судите сами: элементы складчины присутствуют на корпоративных вечеринках , встречах одноклассников. На свадьбах, юбилеях, по-царски, ломятся столы от огромного количества и разнообразия блюд. До сих пор русские пытаются удивить иностранцев кулинарными изысками во время различных деловых фуршетов. И так же как у предков, обилие тостов сопровождает любой банкет. И хмельные напитки льются рекою. И на любом банкете находится кто-то, нуждающийся в «проветривании». Правда, роль специальных слуг сегодня выполняют друзья. Разве что культурная программа стала более изысканнее и изощреннее, хотя… По сути здесь тоже ничего не изменилось: все те же «и певцы, и музыканты, акробаты и шуты».

Неандертальцы умели пользоваться огнем не хуже современного человека

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

МОСКВА, 15 мар — РИА Новости. Регулярное использование огня для приготовления пищи и изготовления орудий труда возникло в Европе 400 тысяч лет назад еще у неандертальцев, умевших обращаться с огнем намного более искусно, чем полагали ученые, сообщается в статье исследователей, опубликованной в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Это интересно:  3 масла против старения кожи

До сих пор считалось, что повседневное использование огня в Европе началось только примерно 40 тысяч лет назад с приходом людей современного типа. Результаты масштабного исследования, основанного на тщательном анализе и сравнении более сотни стоянок древнего человека на территории Европы, подтверждают гипотезу о том, что неандертальцы были высокоинтеллектуальной формой людей, мало чем уступающей современной форме человека. Именно по этой причине загадку вымирания этого вида архаичных людей еще предстоит раскрыть.

Согласно выводам профессора Уила Роброкса (Wil Roebroeks) и его соавтора Паолы Виллы (Paola Villa), неандертальцам было доступно даже такое сложное мастерство, как изготовление клейкой смолы, с помощью которой они сооружали каменно-деревянные орудия труда. Для этого неандертальцам приходилось проводить обжигание березовой коры без доступа кислорода, для чего она помещалась в ямку, поджигалась и герметично закрывалась сверху камнем.

«До самого последнего времени большинство ученых были убеждены, что неандертальцы разводили костры иногда, но не умели использовать их для ведения быта. Мы не надеялись в своей работе найти такое большое количество стоянок с четкими свидетельствами постоянного использования неандертальцами огня», — приводит слова Виллы пресс-служба Университета Колорадо в Боулдере.

При этом ученые, пришли к выводу, что первые переселенцы из Африки, эволюционные предшественники неандертальцев, по всей видимости, люди гейдельбергского типа, колонизировали Европу чуть более 1 миллиона лет назад, не имея навыков разведения и использования огня. При этом важно учесть, что Европа во все времена обладала намного более холодным климатом, чем Африка, считающаяся родиной человечества.

«Наша работа подтверждает изначальные предположения, противоречившие общепринятой парадигме, что людям невозможно было освоить зону умеренного климата без умения обращаться с огнем», — добавила ученый.

Сегодня ученые полагают, что неандертальцы возникли примерно 500 тысяч лет назад в Европе и вымерли примерно 30 тысяч лет назад в результате противостояния с человеком современного типа. Изначально антропологи полагали, что неандертальцы вынуждены были уступить, потому что в отличие от современных людей не умели так же искусно пользоваться огнем и орудиями труда. Позднее обнаруженные свидетельства позволили установить, что неандертальцы обращались с каменными лезвиями едва ли не лучше Homo sapiens, однако владение огнем оставалось отличительной чертой людей современного типа до самого последнего времени.

Для того чтобы проверить правильность этого суждения, авторы публикации провели подробный анализ 141 стоянки древнего человека на территории Европы, где изучали количество и разнообразие очагов костров, а так же типы предметов, подвергавшихся обработке в пламени. Кроме того, исследователи подвергли детальному анализу исторические записи раскопок, а зачастую непосредственно общались со специалистами, ведшими поисковые работы.

Повторному анализу подвергались обожженные каменные орудия и останки костей животных, обожженный грунт и другие признаки использования огня — наличие двух и более признаков разведения огня считалось учеными указанием на то, что огонь на одном и том же месте разводился регулярно.

При этом все артефакты проходили целый ряд процедур датировки, что и позволило определить время примерно 400 тысяч лет назад, на заре появления неандертальцев, как время освоения огня людьми в Европе.

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: internet-group@rian.ru

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты moderator@rian.ru

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Это интересно:  7 поз йоги, которые приведут в тонус мышцы ягодиц

vasiliy_okochka

Записки Василия о’Кочки

Пока хоть листик у надежды бьется.

Когда-то я прочитал о том, что при исследовании пещеры, в которой жили синантропы, был обнаружен шестиметровый слой золы. Это означало, что костер горел на одном месте сотни лет. Помню, что этот огонь, поддерживаемый в течение столетий первобытными людьми, а потом отчего-то угасший, поразил тогда мое воображение.

Но впоследствии ученые доказали, что то была вовсе не зола, а ил и какашки летучих мышей, скопившиеся за века в углублении пещеры. Выходит, не жгли синантропы тот костер. И, кстати, вполне возможно, что они даже не умели разводить огонь.

Но ведь зато известно, что огнем умели пользоваться неандертальцы. И поскольку, разведение костра было тогда делом трудоемким, то логично предположить, что огни своих костров они поддерживали в течение длительного времени. Рождались первобытные люди при свете костра и умирали, глядя в этот огонь. Он был для них как бы постоянной составляющей их жизни.

И иногда я задумываюсь над тем, при каких обстоятельствах погас их последний костер, над тем, какую драму осветили его последние искры.

Может быть, постепенно закончились дрова. Прошлые поколения находили топливо без труда, но уже у отцов поиск того, что могло бы гореть, вызывал затруднения. В итоге, наступает день, когда их потомок, принеся последнюю найденную им щепку и бросив ее в костер, стучит зубами от холода, печально смотрит в затухающий костер и ощущает, как с его последними отблесками уходит и жизнь его некогда многочисленного племени.

А, может, дело было совсем не в топливе. Просто в какой-то момент, вольготно живших на просторах Европы неандертальцев, начинают теснить вдруг появившиеся новые люди, которых мы потом назовем кроманьонцами. Они слабее неандертальцев и в честном бою не имели бы шансов. Но кроманьонцы хитрее, подлее и их больше.

И вот, последний оставшийся в живых воин-неандерталец умирает от ран, полученных прямо в пещере, которую он защищал до конца, и бросает прощальный взгляд в умирающий огонь, а по его мохнатым щекам текут слезы.

Но плачет он не от боли, а оттого что видит, как кроманьонцы глумливо тушат священный огонь его племени. У этого костра воин родился. Он видел, как подкидывали в него дрова ласковые руки его матери, он видел с каким трепетом молился огню его отец, и также молился он сам. А теперь, последнее, что слышит он перед смертью это издевательский смех кроманьонцев. И не было, и нет, ничего более страшного и обидного для него в этой жизни.

Но, возможно, дело вовсе не в чужаках. Просто в какой-то момент у неандертальцев выросло новое поколение, для которого костер был настолько привычным и обыденным делом, что они перестали его ценить и уважать.

Неандертальские старики пытались научить молодежь поддерживать огонь, но те не понимали, зачем им это нужно. Ну, кому нужен этот старомодный костер, когда вокруг так тепло. Молодые скалились желтозубыми улыбками навязчивым учителям в лицо, просили от них отстать, и даже желали старикам поскорее сдохнуть.

Когда умер последний старик, костер погас. Молодые обрадовались, потому что они, наконец, избавились от этого раздражавшего их дыма и чада в пещере. И в знак презрения к старомодным консерваторам посыпали золой их могилы.

Но через несколько лет эти молодые неандертальцы, которые к тому времени стали уже не совсем молодыми, вдруг увидели снег. Стало резко холодать. Теперь они поняли, что им нужен костер, но никто из них не умел его развести. Скоро их всех не стало.

Но, возможно, все было не так, а как-то по-другому. В любом случае, последний костер неандертальцев потух, и это точно было по-настоящему драматичное событие. И почему-то хочется знать какое. Может быть потому, что хоть костры кроманьонцев до сих пор пылают ярко, кто сказал, что в один прекрасный момент не потухнут и они.

Былое и дым

Сегодня существует несколько версий, почему исчезли неандертальцы: болезни, которые занесли из Африки люди современного вида; вытеснение людьми современного типа, которые победили в острой конкуренции за еду и другие ресурсы, так как быстрее размножались; резкое похолодание, к которому неандертальцы не сумели быстро приспособиться.

И вот сейчас американские ученые из Национального института здоровья Пенсильванского Университета выдвинули новую, прямо скажем, неожиданную версию. Ученые обратили внимание на процесс приготовления пищи. Известно, что огонь использовали и человек разумный, и неандерталец.

Преимущества огня были очевидны: на нем можно было готовить пищу, чтобы она лучше и легче усваивалась и, следовательно, давала больше энергии, и около него можно было греться, что особенно важно в северных широтах. Огонь упрощал жизнь, но у него был побочный эффект — дым.

Во время приготовления пищи на древесине и углях выделяется много вредных токсинов. В высоких концентрациях они вызывают гибель клеток, понижают репродуктивную способность женщин, у подростков повышают восприимчивость к респираторным инфекциям, растет вероятность младенческой смерти и недостаточного веса у новорожденных.

Словом, дым, по мнению ученых, мог стать одним из главных причин того, что неандертальцы проигрывали в конкурентной борьбе с Homo sapiens. Дело в том, наши далекие предки обзавелись мутацией, которая помогала обезвреживать токсины, чего были лишены неандертальцы. По сути, организм Homo sapiens стал нечувствительным к некоторым видам токсинов. К такому выводу пришли ученые, изучая геномы неандертальцев и других видов человека. Кстати, эта мутация унаследована современными людьми. Отсюда наша устойчивость к сигаретному дыму.

И почти одновременно с табачной гипотезой появилась еще одна, не менее любопытная. Международная команда антропологов изучала, во что могли одеваться древние люди. Главный материал был, впрочем, очевиден — шкуры мамонтов. Но помимо этого кроманьонцы гораздо чаще, чем неандертальцы, наряжались в шкуры куниц, лисиц, волков, зайцев. Кроме того, неандертальцы почти не применяли орудия для изготовления одежды, поэтому она была, вероятно, примитивна. Зато в арсенале кроманьонцев были иглы и различные скребки, что позволяло делать куда более совершенную одежду на все случаи жизни. Вывод? Из-за примитивной одежды неандертальцы хуже переносили холод, не могли передвигаться далеко на север. В то время как кроманьонцы, кутаясь в теплые шкуры, могли, не болея, могли долго находиться на холоде. А значит, получили серьезное преимущество в конкурентной борьбе.

Статья написана по материалам сайтов: spacefacts.ru, menu.ru, ria.ru, vasiliy-okochka.livejournal.com, rg.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий