Влияние чрезмерных нагрузок на психическую сферу

Максимальное и минимальное АД быстро приходит в норму.

Максимальное и минимальное АД долго остаются повышенными.

Физическая работа способствует общему расширению кровеносных сосудов, нормализации тонуса их мышечных стенок, улучшению питания и повышению обмена веществ в стенках кровеносных сосудов. При работе окружающих сосуды мышц происходит массаж стенок сосудов. Кровеносные сосуды, проходящие через мышцы (головного мозга, внутренних органов, кожи), массируются за счет гидродинамической волны от учащения пульса и за счет ускоренного тока крови. Все это способствуют сохранению эластичности стенок кровеносных сосудов и нормальному функционированию сердечно-сосудистой системы без патологических отклонений.

Напряженная умственная работа, малоподвижный образ жизни, особенно при высоких нервно-эмоциональных напряжениях, вредные привычки вызывают повышение тонуса и ухудшению питания стенок артерий, потерю их эластичности, что может привести к стойкому повышению в них кровяного давления, и, в конечном итоге, к гипертонической болезни.

Поэтому для сохранения здоровья и работоспособности необходимо активизировать кровообращение с помощью физических упражнений. Особенно полезное влияние на кровеносные сосуды оказывают занятия циклическими видами упражнений: бег, плавание, бег на лыжах, на коньках, езда на велосипеде.

Дыхание – это процесс потребления кислорода и выделения углекислого газа тканями живого организма. Различают легочное (внешнее) дыхание и тканевое (внутриклеточное) дыхание.

Внешним дыханием называют обмен воздуха между окружающей средой и лёгкими, внутриклеточным – обмен кислородом и углекислым газом между кровью и клетками тела (кислород переходит из крови в клетки, а углекислый газ – из клеток в кровь).

Показатели работоспособности органов дыхания являются:

1). Дыхательный объем.

2). Частота дыхания.

3). Жизненная емкость лёгких.

4). Легочная вентиляция.

5). Кислородный запас.

6). Потребление кислорода.

7). Кислородный долг и др.

Физические тренировки оказывают разностороннее влияние на психические функции, обеспечивая их активность и устойчивость. Установлено, что устойчивость внимания, восприятия, памяти находится в прямой зависимости от уровня разносторонней физической подготовленности.

Негативное влияние больших физических нагрузок

Ответная реакция организма на большие физические нагрузки различна и связана с подготовленностью спортсмена на данном этапе, возрастом, полом и др. Не следует забывать, что очень интенсивные спортивные тренировки оказывают глубокое воздействие на все физиологические процессы, в результате чего нередко возникает состояние перетренированности, которое часто сопровождается подавленным психическим состоянием, плохим самочувствием, нежеланием заниматься и т.д. Состояние перетренированности в известном смысле сходно с состоянием физического и нервного истощения, и такой спортсмен является потенциальным пациентом врача.

В подобных случаях нужно изменить содержание тренировок, уменьшить их продолжительность, переключиться на другой вид спорта или вообще на какой-то период прекратить тренировки. Полезны прогулки, массаж, прием поливитаминных комплексов и др. Следует также отметить, что перетренированность (переутомление) затрагивает не только физическое состояние спортсмена, но и проявляется в нервном перенапряжении (невроз). Все это способствует возникновению травм, особенно опорно-двигательного аппарата. Происходит также снижение общей сопротивляемости организма различным инфекциям и простудным заболеваниям (грипп, ОРВИ и др.). Таковы наиболее распространенные последствия больших тренировочных нагрузок, которые превышают физические и психические возможности спортсмена или физкультурника. Для предупреждения переутомления необходимы врачебное наблюдение и самоконтроль, о котором более подробно будет рассказано в специальном разделе учебника.

Следует иметь в виду, что речь идет не вообще о применении больших нагрузок, а об их нерациональном использовании, когда они становятся чрезмерными. Поэтому понятие о физическом перенапряжении следует связывать не столько с большими, сколько с чрезмерными нагрузками (100-километровые и суточные пробеги, многокилометровые заплывы и т. п.). К тому же одинаковая нагрузка для одного спортсмена (или физкультурника) может быть нормальной, а для другого чрезмерной — все зависит от подготовленности организма к ее выполнению. Если, например, человек работает на производстве и выполняет тяжелую работу, да еще бегает, поднимает штангу, то может проявиться кумуляционный эффект. Он приводит к нервным срывам, перегрузкам, а нередко и к различным заболеваниям.

Выполнение же больших физических нагрузок здоровым спортсменом, подготовленным к их выполнению, не может быть причиной возникновения болезни (или травмы). Но если он недостаточно к ним подготовлен, если имеются очаги хронической инфекции (холецистит, кариес зубов), то в таких случаях большие физические нагрузки могут стать причиной возникновения различных заболеваний спортсмена и надолго вывести его из строя. Развитие приспособительных механизмов к физическим нагрузкам достигается в результате постоянных тренировок, что является примером функциональной адаптации. Неполноценное или неадекватное проявление приспособительных реакций способствует развитию заболеваний или возникновению травм опорно-двигательного аппарата. Конечно, у здорового спортсмена приспособительные механизмы более совершенны, чем у спортсменов, имеющих хронические заболевания. У последних наблюдается ослабление приспособительных реакций, а потому зачастую при чрезмерных физических и психоэмоциональных нагрузках наступает срыв адаптационных механизмов. Хронические перегрузки, перенапряжения при занятиях спортом повышают угрозу травмирования и возникновения посттравматических заболеваний у спортсменов. Поэтому очень важно как можно раньше выявлять причины, которые могут вызвать у них то или иное патологическое состояние.

Чем опасны чрезмерные физические нагрузки

Чрезмерные физические нагрузки приводят к преждевременному старению и частым болезням. Узнайте, как не перестараться со спортом.

Все хорошо, что в меру

О том, что физические нагрузки полезны, никто и не спорит. Занятия спортом ускоряют обменные процессы, помогают поддерживать себя в форме, а также являются отличной профилактикой множества заболеваний, таких как сахарный диабет, ожирение и артериальная гипертензия. Но возникает закономерный вопрос: сколько времени нужно отводить занятиям спортом, дабы тренировки пошли на пользу, а не во вред. Если спорт стал для вас навязчивой привычкой, и вы каждый день «истязаете» себя бегом и силовыми упражнениями, то знайте, что никакой пользы от такой активности не будет. Известно, что чрезмерные нагрузки приводят к ускоренному старению, снижению защитных сил организма, а также к большим проблемам с опорно-двигательным аппаратом, в частности, из-за большого риска получения травм и перегруженности костно-мышечного аппарата. Слишком большая нагрузка на наш организм приводит к выработке большого количества свободных радикалов, при этом ухудшается и метаболические процессы. А в жаркие дни усиленные тренировки могут закончиться обезвоживанием.

Как понять, что вы перестарались?

Как правило, человек далеко не сразу дает себе отчет в том, что ему пора сбавить обороты. Как правило, проходит не один месяц, прежде чем симптомы перетренированности становятся очевидными.

Вследствие падения защитных сил организма из-за чрезмерных физических нагрузок человек чаще заболевает острыми респираторными вирусными заболеваниями, а процесс выздоровления длится дольше обычного.

Явным признаком перетренированности является потеря веса (если вы, конечно же, не имеете лишний вес). Если вы замечаете, что ваши объемы стали меньшими, то немедленно уменьшайте нагрузки, иначе рискуете довести себя до полного истощения.

Виды спорта, располагающие к перетренированности

Итак, какие же виды физических нагрузок способствуют переутомлению и истощению? В первую очередь это виды спорта, требующие значительных энергозатрат, например, бег, плавание, лыжи. Сюда же можно отнести и некоторые игровые виды спорта, поскольку в процессе игры человек часто настолько увлекается, что перестает прислушиваться к своему организму. Например, это может быть футбол, баскетбол, большой теннис или бадминтон.

Как избежать перетренированности?

В первую очередь научитесь прислушиваться к своему организму. Никогда не занимайтесь через силу. Если вы сомневаетесь: стоит ли «намотать» еще один круг вокруг стадиона – не делайте этого. Сомнение – это уже повод для того, чтобы остановиться.

Идеальным вариантом будет, если вы начнете пользоваться услугами личного тренера и врача. На основе ваших физиологических параметров для вас составят индивидуального программу по занятиям спортом, которые пойдут вам только на пользу.

Не поленитесь, и заведите специальный дневник тренировок, куда бы вы записывали все данные, относящиеся к тренировкам, а также свой вес и количество потребляемых калорий в день. Так вы сможете контролировать процесс своих занятий и вовремя обнаружить те или иные отклонения в тренировках.

Если вы занимаетесь спортом, то врачи настоятельно рекомендуют выпивать много жидкости. Если ваши тренировки длятся более одного часа, то целесообразен прием специальных спортивных напитков с электролитами, а в остальных случаях подойдет минеральная вода без газа.

И, пожалуй, самая главная рекомендация – спешите медленно. Не пытайтесь достичь всего сразу, и постепенно увеличивайте нагрузки, дабы вашему организму было комфортно.

Проявление чрезмерных эмоциональных и физических нагрузок в условиях нервно-психической неустойчивости Текст научной статьи по специальности «Психология»

Похожие темы научных работ по психологии , автор научной работы — Усков В.М., Теслинов И.В.,

Текст научной работы на тему «Проявление чрезмерных эмоциональных и физических нагрузок в условиях нервно-психической неустойчивости»

ответная реакция психики у лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами Сибирский медицинский журнал. 2011. — Т. 26. — Прил. 1. Материалы конгресса «Психосоциальные факторы и внутренние болезни: состояние и перспективы». — С. 261.

ПРОЯВЛЕНИЕ ЧРЕЗМЕРНЫХ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ И ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В УСЛОВИЯХ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЙ

В.М. Усков, профессор, д.м.н.

Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

И.В. Теслинов, ассистент, к.м.н.

Воронежская государственная медицинская академия

им. Н.Н. Бурденко, г. Воронеж

На фоне постоянных региональных конфликтов, негативных демографических тенденций, размывания нравственных и моральных устоев общества, распространения алкоголизма и наркомании показатели психического здоровья нации постоянно ухудшаются. Негативная наркологическая ситуация, сложившаяся в последние годы, затрагивает преимущественно молодое поколение в возрасте до 30 лет [1-6].

Состояния дезадаптации являются ответной реакцией психики на чрезмерные эмоциональные и физические нагрузки и относятся к проявлениям нервно-психической неустойчивости, образуя группу повышенного риска развития нервно-психических расстройств, отрицательно влияющих на способность выполнять оперативно-служебные задачи [7-9].

Это интересно:  L-карнитин тартрат carnipure, чистый l карнитин тартрат отзывы

С 1982 года стало использоваться понятие «группа риска», которая представляет собой категорию лиц, у которых наследственные факторы, условия развития и воспитания, личностные и функциональные особенности определяют повышенную вероятность возникновения состояний дезадаптации, способствующих развитию нервно-психических и психосоматических заболеваний, асоциального (деликвентного) поведения, аутоагрессии, приводящих к снижению эффективности служебной деятельности и профессиональной подготовки.

Предвестники дезадаптации часто проявляются в виде психологического дискомфорта раньше, чем это обнаружится другими способами, и даже раньше, чем это дойдет до сознания самого человека. Поэтому методы психодиагностики (т.е. диагностики психических свойств и состояния человека) являются надежным и тонким инструментом предупреждения нервного срыва, заболеваний, криминального поведения, алкоголизации, агрессивных проявлений, суицидальных намерений.

Среди кандидатов, отнесенных к «группе риска» чаще отмечалось

— низкий интеллектуальный уровень выявлен у 28,3 %;

— выраженность негативных черт характера — 20,3 %;

— последствия черепно-мозговых травм и нейроинфекций — 19 %;

— посттравматические стрессовые расстройства — 15,4 %;

— проявления эмоционально-вегетативной неустойчивости — 16,9 %.

Для массового скринингового обследования применяются

стандартизированные методы, основанные на объективных и субъективных подходах. В частности для диагностики интеллекта применялись методики для изучения памяти, внимания, логического мышления: простые и сложные аналогии, выделение существенных признаков, трактовка пословиц и поговорок, исключение предметов; КОТ; МИОМ; тест Векслера. Для исследования невербального интеллекта одна из наиболее прогностических методик — методика Равена.

Низкий интеллектуальный уровень или интеллектуальная недостаточность — состояние общего недоразвития психики, особенно высших познавательных функций (понятийного мышления), обусловленное наследственной неполноценностью мозга или поражением его на ранних этапах онтогенеза (внутриутробно или в первые месяцы и годы жизни, чаще до трехлетнего возраста). Были выявлены основные формы пограничной интеллектуальной недостаточности:

а) задержка интеллектуального развития вследствие педагогической и микросоциальной запущенности, возникшая у детей, находящихся с раннего возраста в неблагоприятных условиях воспитания. Отмечались значительные пробелы в знаниях, но отсутствовала тугоподвижность психических процессов, в обучающем эксперименте обнаруживалась выраженная положительная динамика, способность к обобщениям.

б) астенические состояния вследствие хронических соматических заболеваний с повышенной утомляемостью, недостаточностью внимания и запоминания, интеллектуальная продуктивность различна в зависимости от соматического состояния.

в) общий инфантилизм который характеризовался задержкой физического и всех сфер психического созревания организма.

г) психоорганический синдром — состояние резидуально-органического генеза, развившееся после перенесенных инфекций и травм головного мозга.

К выраженности негативных черт характера относятся патологическое развитие личности (дизонтогении) характеризующиеся дисгармоничностью склада эмоционально-волевых свойств при относительной сохранности

познавательных способностей (психопатия). Аномальность характера и личности в целом обнаруживалась при отсутствии границ начала и конца болезненных отклонений, проявляющихся, главным образом, в неустойчивости эмоционально-волевого реагирования.

В результате страдают приспособительные возможности индивидуума, и поведение его вступает в противоречие с требованиями общественной морали: человек страдает сам и заставляет страдать других. Присущие психопатической личности особенности тотальны и определяют весь ее психический облик. Акцентуации характера представляют собой хотя крайние, но варианты нормы, при которых отдельные черты чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психических воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим. Эти черты, как правило, характеризуются фрагментарностью и изолированностью.

Чем ближе конкретный человек к гармоничной личности, тем разнообразнее арсенал индивидуально-личностных свойств, однако все особенности примерно равно выражены и сбалансированы, т.е. противоположные характеристики уравновешивают друг друга, чем создается сбалансированность, — это конкордантно-нормальная личность.

Если некоторые индивидуально-личностные (типологические) черты проявляются более заостренно, т.е. личность не является полностью гармоничной, можно говорить об акцентуации личностных свойств, при которой те или иные заостренные личностные особенности затрудняют адаптацию человека. Если человек сохраняет способность к адаптации в социальной среде, то это дискордантно-нормальная личность.

При этом адаптация дается ценою большего эмоционального напряжения, да и окружающие испытывают известные трудности в преодолении некоторых избыточных по степени выраженности тенденций, проявляющихся в реакциях и поведении данного лица. Ригидные личности проявляются трудно корригируемым субъективизмом, который приводит или к конфликту с окружением, или к уходу от контактов.

Более трудными акцентуациями считаются те, при которых в рамках одной личности сочетаются признаки, соотносящиеся с полярными свойствами нервной системы или противоположными типами реагирования. Так, сочетание характеристик, связанных одновременно и с ригидностью, и с лабильностью, или гипертимных и гипотимных черт, или повышенной тревожности при повышенной агрессивности, создает весьма противоречивый паттерн (рисунок) личности, значительно затрудняющий социальную адаптацию человека. Такое противоречивое сочетание нередко служит базой для выраженного внутреннего конфликта личности и выявляет предиспозицию к развитию разных физических недомоганий, т.е. психосоматических расстройств (гипертонии, вегето-сосудистой дистонии, ишемической болезни миокарда, бронхиальной астмы, язвенной болезни, дискинезии желчного пузыря, экземы). Прогностически неблагоприятными для службы в оперативных и специальных подразделениях

ОВД являются выраженные акцентуации астенического, эмоционально-лабильного, неустойчивого, шизоидного, эпилептоидного и сензитивного типов.

Последствия черепно-мозговых травм и нейроинфекций проявлялись психоорганическим синдромом — состояние резидуально-органического генеза, развившиеся после перенесенных инфекций и травм головного мозга, характеризующиеся снижением памяти, тугоподвижностью мышления, нарушением высших корковых функций (пространственных представлений, праксиса, конструктивных способностей), церебрастеническими проявлениями.

В настоящее время наблюдается рост числа заболеваний, вызванных стрессом — посттравматические стрессовые расстройства. Это объясняется социальной напряженностью в стране: появившейся безработицей, постоянными задержками с выплатой зарплаты, неуверенностью в завтрашнем дне, участившимися на этой почве конфликтами с подчиненными, разгулом преступности, постоянными локальными войнами.

Травматический стресс и опыт, возникшие во время военных действий, являются одним из главных внутренних барьеров на пути адаптации к мирной жизни. После возвращения к мирной обстановке участник боевых действий нередко сталкивается с непониманием, сложностями в общении и профессиональном самоопределении, межличностными и семейными проблемами. На первичный стресс, полученный во время военных действий, часто накладывается вторичный, возникший по возвращению домой. Это состояние становится внутренней основой психологической и социальной дезадаптации. При этом участники чрезвычайных обстоятельств, несмотря на высокий риск ухудшения психического самочувствия, не склонны самостоятельно обращаться за помощью.

К группе проявления эмоционально — вегетативной неустойчивости нами были отнесены невротические реакции, неврозоподобные и невротические расстройства, аффективные расстройства. Аффективные нарушения включали симптомы: тревоги, страха (чувство тревоги, страха), повышенную раздражительность, аффективную лабильность, пониженное настроение, чувство довольства (эйфория), суточные колебания настроения, растерянность, ситуационно-мотивированный характер настроения (аффекта).

Нарушения психической активности характеризовались: повышенной истощаемостью, утомляемостью (чувством слабости), гиперактивностью (повышенной идеаторной и физической продуктивностью), снижением интересов, апатией, безразличием, двигательным или идеаторным возбуждением (психомоторным возбуждением), двигательной или идеаторной заторможенностью (психомоторной заторможенностью).

Основными симптомами нарушения сна были: расстройства засыпания, нарушение глубины и длительности ночного сна, расстройства пробуждения, сонливость.

Поведенческие и двигательные нарушения включали следующие

симптомы: фамильярность, сензитивность, ранимость, малообщительность, психический инфантилизм; элементарные двигательные расстройства (тики, заикания, писчий спазм и др.), навязчивые движения и действия, истерические припадки и параличи (в том числе афония и мутизм).

Особое внимание мы обращали на следующие неблагоприятные проявления:

— некоррегируемое (необъяснимое) бессмысленное упрямство, отсутствие эффекта от переубеждений или чрезмерно быстрая смена настроения, увлечений, неустойчивое поведение, постоянные явно легкомысленные поступки;

— частые ссоры, конфликты с товарищами, близкими, немотивируемая грубость, злобность, пререкания или чрезмерная угодливость, слащавость, податливость;

— позерство, стремление обратить на себя внимание любым путем, демонстративность, истерическое поведение, выраженный эгоизм, эгоцентризм или самоуничижение, униженность, постоянная подавленность, неадекватная пугливость, мысли о самоубийстве;

— явная неадекватность поведения даже во вред себе, необъяснимые поступки, выраженная неупорядоченность, неорганизованность поведения или гипертрофированный педантизм;

— цинизм, развязность, бестактность, бравирование своей извращенностью или гипертрофированная застенчивость по отношению к противоположному полу, неадекватный страх перед ним.

О нарушении мышления, внимания, памяти свидетельствовала такая симптоматика как обстоятельность мышления, ментизм, резонерство, навязчивости идеаторные (обсессии), повышенная отвлекаемость, гипомнезия на текущие и прошлые события.

Основными симптомами патологических тенденций и влечений являлись: расстройства влечений (повышенный аппетит, влечение к алкоголю, наркомании, дромомании, «философская интоксикация», патологические увлечения, стремление к самолечению и коррекции физических недостатков, гиперсексуальность, сексуальные перверзии), агрессивные тенденции, суицидальные тенденции, пониженный аппетит (анорексия).

Патологические ощущения и восприятия включали следующие симптомы: гиперестезия, локализованные витальные ощущения, сенестопатии, нарушения поверхностной чувствительности (гипостезии, гиперестезии), дереализация и деперсонализация.

При выявлении нервно-эмоциональной или вегетативной неустойчивости было обращено внимание на плохую переносимость жары, покраснение или побледнение лица даже при незначительном волнении, вестибулярные расстройства, колебания артериального давления, приступы тахикардии, гипергидроз, озноб, гипертермия, желудочно-кишечные расстройства, обильное потоотделение и диурез.

При повышенной эмоциональной возбудимости отмечались: яркие мимические реакции, особенно дистонторальных рефлексов (например, хоботкового рефлекса); выраженные пантомимика (жестикуляция), позные реакции, вплоть до скованности; сильный тремор (век, щек, рук, ног); заметные изменения в фонации и артикуляции речи, неадекватная интонация; в поведенческих реакциях отмечалась суетливость, несдержанность, вопросы и ответы с чрезмерной эмоциональной окраской, неадекватные эмоциональные реакции радости или огорчения, частые избыточные эмоции. Эти симптомы сопровождались тревогой, страхом, растерянностью, ухудшением результатов деятельности в условиях эмоциональных воздействий (помех); постоянным стремлением избегать эмоционально насыщенные ситуации в профессиональной или иной деятельности (роль зрителя).

Аддиктивные расстройства, формирующиеся в условиях ЧС, в значительной части случаев имеют отчетливую стрессогенную природу. По-видимому, в большинстве случаев формированию аддиктивных расстройств способствовали не столько продолжительность стрессов, сколько его дестабилизирующее воздействие на лиц с недостаточностью защитных механизмов в период их адаптации к условиям ЧС. Для другой части лиц, напротив, более патогенным оказалось пролонгированное стрессовое расстройство. Аддиктивное поведение является вторичным по отношению к стрессовому расстройству и до определенного момента выполняет защитно-приспособительную функцию, блокируя на время углубление стрессовой симптоматики, предупреждая запуск более тяжелых регистров.

Анализ приведенных выше данных позволяет сделать вывод, что для данной категории лиц характерны: неадекватная личностная мотивационная направленность, негативные личностные характеристики, высокая вероятность асоциальных, аутоагрессивных форм поведения, выраженные признаки социальной и психической дезадаптации, низкий уровень интеллектуального развития, высокая вероятность возникновения заболеваний. В связи с тем, что нарушение адаптации (отклоняющееся поведение и болезненные состояния) у этих лиц могут проявиться не только в экстремальных, но даже в штатных ситуациях, поэтому профессиональная деятельность в структурах МЧС у них может быть проблематичной.

Это интересно:  Gaba: отзывы, как принимать добавку, побочные эффекты и цена

Список использованной литературы

2. Струк Ю.В., Бондарев С.С. Психологическая помощь и организация психопрофилактического процесса сотрудникам силовых структур /Ю.В.

Струк, С.С. Бондарев // Воронеж: изд-во ВГТУ, 2009. 154 с.

3. Усков В.М., Усков М.В. Основные задачи службы медицины катастроф в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени / В.М. Усков, М.В. Усков // Вестник ВГТУ. 2010. — Т. 6. — № 5. — С. 23-26.

4. Усков В.М. Роль воспитания морально психологической готовности в идеологической работе со студентами / В.М. Усков, М.В. Усков, С.С. Бондарев, И.В. Теслинов // Актуальные вопросы теории и практики сестринского дела -2010. Материалы науч.-практ. конф., посвящённой 10-летию Института сестринского образования СПбГМУ им. И.П. Павлова. С.-Петербург, 2010. — С. 82.

5. Усков В.М. Особенности подготовки специалистов спасательных подразделений к исполнению профессионально-должностных обязанностей / В.М. Усков, В.В. Усков, М.В. Усков, С.С. Бондарев, И.В. Теслинов, Т.В. Любавская // Современные технологии обеспечения гражданской обороны и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Материалы II Всероссийской науч.-практ. Интернет-конференции с международным участием. ВИ ГПС МЧС России, Воронеж, 2011. — С. 79-80.

7. Усков В.М., Усков М.В., Теслинов И.В. Особенности психопрофилактики состояний дезадаптации у участников экстремальных ситуаций Сибирский медицинский журнал. 2011. Т. 26. Прил. 1. Материалы конгресса «Психосоциальные факторы и внутренние болезни: состояние и перспективы». — С. 262.

9. Усков В.М., Усков М.В., Теслинов И.В. Состояние дезадаптации как ответная реакция психики у лиц с посттравматическими стрессовыми расстройствами Сибирский медицинский журнал. 2011. — Т. 26. Прил. 1. Материалы конгресса «Психосоциальные факторы и внутренние болезни: состояние и перспективы». — С. 261.

Реферат: Влияние физических нагрузок на психологическое состояние учащихся

Влияние физических нагрузок на психологическое состояние учащихся

Прогресс дарит человеку множество самых совершенных приспособлений, способных избавить нас от любой физической нагрузки. В нашем распоряжении машины, поезда и самолеты, чтобы без малейших усилий перемещаться на огромные расстояния. Мышцы лишаются необходимой тренировки, слабеют и постепенно атрофируются. Слабость мышечной ткани отрицательно сказывается на работе всех органов и систем организма человека, нарушаются нервно-рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе физического труда.

Люди осознают, что определенная доза физической активности просто необходима для сохранения своего здоровья. Чрезвычайно важное значение приобретает физическая активность для женщин, способствуя их нормальному репродуктивному развитию.

Влияние физических нагрузок на психологическое состояние учащихся

Влияние физических нагрузок на функциональное состояние центральной нервной системы огромно. Не потеряла своего значения формула «В здоровом теле — здоровый дух», формула, которая служит человечеству в течение многих тысячелетий. Современной наукой установлено, что влияние физических нагрузок на центральную нервную систему осуществляется непрерывно и многообразно. Поэтому не случайно В.А. Вересаев писал: «Лишь широкая разносторонняя жизнь во всем разнообразии его отправлений, во всем разнообразии восприятий, доставляемых к мозгу, сможет дать широкую и энергичную жизнь самому мозгу». В. Гюго по этому поводу говорил, что «… нужно поддерживать крепость тела, чтобы сохранить крепость духа».

Первостепенное значение для нормального течения психических процессов имеет, безусловно, физическая активность в силу того, что между деятельностью центральной нервной системы и работой опорно-двигательного аппарата человека существует очень тесная связь. В скелетной мускулатуре находятся специфические нервные окончания (проприорецепторы), которые при мышечных сокращениях по принципу обратной связи посылают в мозг стимулирующие импульсы. Исследования подтверждают, что многие функции ЦНС зависят от активности мышц. С одной стороны, задача импульсов, идущих от проприо-рецепторов, состоит в том, чтобы сигнализировать мозгу о реализации совершаемых движений. С другой — специфические нервные клетки одновременно повышают общий тонус коры головного мозга, в результате чего возрастает его общая функциональная способность. Общеизвестно, что многие люди думают лучше при ходьбе, чем в сидячем положении, что ораторы склонны сопровождать свою речь жестикуляцией, а актеры предпочитают учить свою роль во время прогулок.

Систематическое вовлечение мышечной системы в двигательную активность, оказывая огромное влияние на весь организм, стимулирует и интеллектуальную деятельность человека, повышает продуктивность умственного труда.

Рассмотрим влияние физических нагрузок на психическую, а не физическую сферу. Однако известно, что эти понятия неотделимы, тем более, что физические нагрузки оказывают не избирательное, а целостное воздействие на организм занимающегося. Органической основой взаимосвязи этих сфер является единство физического и духовного развития человека. Здесь обычно выделяют: биологические, педагогические, психологические и социальные эффекты (здоровье, физическое развитие, физическая подготовленность, особенности психической саморегуляции, социальный статус, стиль поведения).

В процессе тренировок человек учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-двигательных и вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний.

При самоконтроле и саморегуляции двигательных действий принимают участие практически все интеллектуальные процессы. Это связано, во-первых, с тем, что физические упражнения ставят перед человеком множество разнообразных проблем (планирование, контроль, выбор стратегии), а, следовательно, побуждает человека приобретать опыт их решения. Кроме того, можно говорить о влиянии более глубокого и сложного характера, базирующегося на взаимосвязях психомоторного и интеллектуального развития, когда целенаправленные воздействия на двигательную сферу человека вызывают соотносительные (корреляционные) изменения в его интеллектуальной сфере.

В переводе с древнегреческого психология означает «наука о душе». Однако по мере развития этой науки объектом изучения постепенно стала не душа, а ее проявления – психические явления.

Обычно выделяют три группы психических явлений: психические процессы, психические свойства личности и психические состояния.

Психические процессы – это психические явления в процессе их становления и развития. С их помощью воспринимается окружающий мир, происходит усвоение знаний, приобретение навыков. Различают следующие основные виды психических процессов: ощущения, восприятие, память, представления, воображение, мышление, речь, чувства (эмоции), воля. Виды группируются в три основных класса (познавательные, эмоциональные, волевые), которые в своей совокупности составляют психику человека.

Психические свойства – индивидуально-психологические особенности, которые отличают людей друг от друга, определяют их типологические и индивидуальные различия. К психическим свойствам личности относятся темперамент, характер, способности, потребности и мотивы. Психические состояния – важная сторона внутреннего мира человека, оказывающая существенное влияние на успешность обучения и деятельности.

Психические состояния – одна из форм психических явлений в человеческой деятельности, общении, поведении; отражают динамику психической деятельности. Все психические явления, протекая на фоне определенных психических состояний, тесно взаимосвязаны.

Отрасль психологии, изучающая закономерности развития и проявления психики человека в специфических условиях физического воспитания, образует психологию физического воспитания. Психология физического воспитания связана с возрастной, педагогической, социальной психологией. Это обусловлено необходимостью строить педагогический процесс, направленный на психическое и физическое совершенствование учащихся, на основе научных знаний о закономерностях развития психики человека в различные возрастные периоды. При этом физическое воспитание осуществляется в группе учащихся. Это вызывает необходимость учета особенностей внутригрупповых отношений в процессе двигательной активности.

Проблеме влияния физических нагрузок на становление психических свойств личности и ее психического склада посвящено большое количество как отечественных, так и зарубежных исследований.

Исследования, в которых сравниваются личностные особенности занимающихся и не занимающихся спортом, показали, что для людей, занимающихся спортом, по сравнению с людьми, не занимающимися спортом, характерны высокий уровень мотивации достижения, эмоциональная устойчивость, уверенность, агрессивность, экстраверсия, твердость характера и самоконтроль.

В процессе тренировок совершенствуется способность управлять своими эмоциями и эмоциональными состояниями, а также использовать навыки саморегуляции в других сферах жизни.

Высказываются различные мнения относительно влияния на человека физических нагрузок и эмоциональных стрессов. С одной стороны, подчеркивается их позитивная роль как средства подготовки к трудностям. В подтверждение приводятся сведения о том, что регулярно тренирующиеся люди имеют более высокий уровень социальной адаптации и устойчивости к стрессам, чем не тренирующиеся. С другой стороны, приводятся данные о том, что часть людей сознательно избегают регулярных физических нагрузок, считая их неприятными.

Занятие физической культурой, направленное на развитие силы, быстроты, выносливости, ловкости, способствует положительному изменению таких свойств личности, как экстрапунитивность (проявление психической напряженности во вне) и интрапунитивность (проявление психической напряженности в себе).

В целом на экстрапунитивных и интрапунитивных людей благоприятно влияют малая и средняя физические нагрузки с применением кругового и равномерного методов тренировки. Ведь гармоничное развитие всех мышечных групп приводит к динамическому проявлению процессов возбуждения и торможения, а не к доминированию одного из них.

В то же время снижение агрессивности у интрапунитивных людей происходит благодаря силовым качествам и силовой выносливости.

В. И. Сиваков считает: если не вмешиваться в процесс коррекции интрапунитивности, то это может привести личность к асоциальным, депривационным процессам. Упражнения, связанные с ловкостью и выносливостью, способствуют снижению агрессивности, а с проявлениями гибкости, силы и выносливости – уровню тревожности.

Исследования эмоционального состояния занимающихся физической культурой показали, что чувство радости, азарта, удовлетворения чаще испытывают от занятий спортивными и подвижными играми. В то же время у занимающихся боевыми искусствами отсутствует восприятие духовной стороны движений, а проявляются: агрессивность, ярость, жестокость, гордость. В то время как расслабление, отсутствие агрессивности, злости, жестокости возникает во время занятий хореографией.

Г.Е… Ступина провела исследование эмоциональных сфер физически подготовленных и неподготовленных людей. Сравнительный анализ показателей физического и психического состояния позволил выявить то, что высокий уровень агрессивности, фрустрации и ригидности зависит от уровня физической подготовленности. Следовательно, при повышении уровня развития двигательных качеств с помощью целенаправленных физических упражнений можно способствовать снижению уровня агрессивности, фрустрации и ригидности, что в дальнейшем будет способствовать формированию гармонично развитой личности.

Как известно, под действием специальных физических нагрузок в организме возникает истощение энергетических резервов и соответствующее падение трудоспособности. В период отдыха израсходованные биохимические и физиологические потенциалы восстанавливаются, трудоспособность повышается на первых порах к исходному уровню, а потом — и выше (эффект надвосстановления).

Если к этому времени не будет очередной физической погрузки, то трудоспособность возвращается к исходному уровню, а при продолжительном перерыве опускается ниже него. Происходит детренированность организма.

Это интересно:  Ананас для лица, маска из ананаса для кожи, отзывы и результат

Тем не менее, как показывают последние исследования, отдых на протяжении нескольких дней или уменьшенный объем нагрузок не только не снижают уровень мышечной деятельности, но могут даже повысить его. В то же время в определенный момент уменьшение объема активности или полнейшая бездеятельность могут привести к снижению физиологической функции и физической подготовленности.

Из приведенных данных следует, что формирование двигательных навыков и развитие физических качеств зависит от содержательного (учебный материал программы, способы, методы обучения, материальная база, техническое оснащение), деятельностного (активность учителя и учеников) и временного компонентов обучения. Эффективное решение задач комплексной программы физического воспитания обеспечивается комплексным использованием перечисленных компонентов на каждом уроке физкультуры .

Сложность и разнообразие индивидуальных факторов не всегда могут быть учтены при составлении основной программы обучения. При массовом обучении основная программа может быть адаптированна лишь к некоторой системе типичных особенностей для определенной группы учащихся.

В процессе же обучения конкретной группы учащихся могут быть выявлены какие-либо дополнительные особенности, учет которых разрешит им быстрее достичь поставленной цели.

Двигательные качества связаны с типологическими особенностями выявления свойств нервной системы (силой — слабостью, подвижностью -инертностью, уравновешенностью — неуравновешенностью нервных процессов), которые выступают в структуре качеств в виде природных способностей.

Включение элементов спортивной культуры в культуру физическую создает условия для интенсификации физической подготовки учащихся.

Совершенствование системы физического воспитания оказывает прогрессивное воздействие на усилия спортивных педагогов по воспитанию полноценной личности в рамках физической культуры и спорта. Появляется возможность таким образом построить систему физического воспитания, чтобы физическое развитие учащихся осуществлялось сопряженно с психическим. При таком методическом подходе можно добиться полноценного развития личности в образовательном процессе, а физическую культуру сделать действенным фактором ее развития и формирования.

Применение метода сопряженного психофизического воздействия на учащихся в процессе физического воспитания основано на знании и активном использовании достижений современной психологии. При этом возникает реальная возможность осуществлять в процессе занятий физической культурой профилактику вредных привычек, в том числе зависимости от психоактивных веществ, а также обучение учащихся различным социальным, в том числе коммуникативным, навыкам.

Известно, что в ходе развития человека, занимающегося двигательной деятельностью, формируются разные системы биологических, психических и социальных качеств и свойств человека в их взаимосвязи.

В физическом воспитании деятельность человека направлена на самого себя, на совершенствование своих физических и психических качеств, двигательных действий. При этом термин «воспитание», в отличие от «развития», разделяет естественный прирост двигательных возможностей человека и их социальный характер. Так, например, понятие «воспитанная сила» предполагает, что она должна быть дозируемой, умело применяемой, сочетающейся с необходимой быстротой и гибкостью.

Подавляющее большинство средств и методов психологической подготовки, применяемой в спорте и физической культуре, можно с успехом использовать для оптимизации психологических условий двигательной активности в широком смысле этого слова.

Вместе с тем, каждое, самое эффективное, средство психорегуляции, взятое само по себе, не может дать того результата, какой может дать комплексное применение различных средств, реализуемых с определенной логикой и в определенной системе. И если нет на 100 процентов эффективного средства психической регуляции, то нет и универсального средства, одинаково полезного для любого человека.

В процессе физического воспитания учащийся учится регулировать свои действия на основе зрительных, осязательных, мышечно-вестибулярных ощущений и восприятий, у него развивается двигательная память, мышление, воля, способность к саморегуляции. Учет этих факторов в процессе разработки методических рекомендаций по построению учебного процесса с учащимися позволяет сделать этот процесс более эффективным. В свою очередь, повторимся, осуществлять подобный учет возможно, только овладев достаточно прочными основами психологии.

Итак, влияние физических нагрузок на психическую сферу имккт огромное значение. Занятия спортом и физкультурой способствуют положительному изменению свойств личности, её гармоничному развитию, служат барьером на пути возникновения вредных привычек. Благодаря физическим нагрузкам у человека развивается двигательная память, мышление, воля и способность к саморегуляции психических состояний.

двигательный тренировка саморегуляция эмоциональный

Список использованной литературы

1. Вылканова Я.Х. Влияние занятий спортом на развитие личностных предпосылок устойчивости к стрессу в подростковом возрасте. Дис. канд. психол. наук Я.Х. Вылканова.- М., 2006

2. Кретти Дж. Психология в современном спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1978

3. Медина Е.Н. Правила здоровой жизни //Архитектура тела и развитие силы. — 200. — № 4

4. Психология физического воспитания и спорта / под ред. А.В.Родионова. – М., 2004

5. Уэйберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. — Киев: Олимпийская литература. – 1998

Влияние физических нагрузок на организм (стр. 1 из 2)

1. Введение. Что такое здоровье. 2

2. Значение физических упражнений на организм человека, в общем…………3

3. Влияние физических нагрузок на различные системы органов……………. 6

3.1. Влияние физических нагрузок на обмен веществ и энергии…………….7

3.2. Влияние физических нагрузок на кровеносную систему………………..7

3.3. Влияние физических нагрузок на органы дыхания………………………8

3.4. Влияние физических нагрузок на нервную систему……………………..10

3.5. Влияние физических нагрузок на опорно-двигательную систему………11

5. Список использованной литературы…………………………………………. 13

1. Введение. Что такое здоровье?

Здоровье – это гармоничное единство физических, психических, социальных функций человека, способствующие реализации его возможностей.

Здоровье – такое состояние организма, когда функции всех органов и систем органов уравновешены с внешней средой и отсутствуют болезнетворные изменения.

Здоровье человека зависит от:

— состояния медицины – на 10%

— влияния экологических факторов – 20-25%

— генетических факторов – на 20%

— образа жизни, физических нагрузок — на 50%

Попробуем ответить на вопрос, почему физическая работа необходима для здоровья?

Работающие мышцы, мускулатура образуют поток импульсов, постоянно стимулирующий обмен веществ, деятельность нервной системы и всех органов, что улучшает использование тканями кислорода, не откладывается избыточный жир, повышаются защитные свойства организма.

Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышцы сердца сокращаются сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровоснабжения. Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность лёгких. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению связок, суставов, росту и развитию костей. Люди, выполняющие необходимый объем двигательной активности, лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

2. Значение физических упражнений на организм человека, в общем

Физические упражнения — это естественные и специально подобранные движения, применяемые в ЛФК и физическом воспитании. Их отличие от обычных движений заключается в том, что они имеют целевую направленность и специально организованы для укрепления здоровья, восстановления нарушенных функций.

Действие физических упражнений тесно связано с физиологическими свойствами мышц. Каждая поперечнополосатая мышца состоит из множества волокон. Мышечное волокно обладает способностью отвечать на раздражения самой мышцы или соответствующего двигательного нерва, т. е. возбудимостью. По мышечному волокну проводится возбуждение — это свойство обозначают как проводимость. Мышца способна изменять свою длину при возбуждении, что определяется как сократимость. Сокращение одиночного мышечного волокна проходит две фазы: сокращения — с расходованием энергии и расслабления — с восстановлением энергии.

В мышечных волокнах во время работы происходят сложные биохимические процессы с участием кислорода (аэробный обмен) или без него (анаэробный обмен). Аэробный обмен доминирует при кратковременной интенсивной мышечной работе, а анаэробный — обеспечивает умеренную физическую нагрузку в течение длительного времени. Кислород и вещества, обеспечивающие работу мышцы, поступают с кровью, а обмен веществ регулируется нервной системой. Мышечная деятельность связана со всеми органами и системами по принципам моторно-висцеральных рефлексов; физические упражнения вызывают усиление их деятельности.

Сокращения мышц происходят под влиянием импульсов из ЦНС.

Центральная нервная система регулирует движения, получая импульсы от проприорецепторов, которые находятся в мышцах, сухожилиях, связках, капсулах суставов, надкостнице. Ответная двигательная реакция мышцы на раздражение называется рефлексом. Путь передачи возбуждения от проприорецептора в ЦНС и ответная реакция мышцы составляют рефлекторную дугу.

Физические упражнения стимулируют физиологические процессы в организме через нервный и гуморальный механизмы. Мышечная деятельность повышает тонус ЦНС, изменяет функцию внутренних органов и особенно системы кровообращения и дыхания по механизму моторно-висцеральных рефлексов. Усиливаются воздействия на мышцу сердца, сосудистую систему и экстракардиальные факторы кровообращения; усиливается регулирующее влияние норковых и подкорковых центров на сосудистую систему. Физические упражнения обеспечивают более совершенную легочную вентиляцию и постоянства напряжения углёкислоты в артериальной крови.

Физические упражнения осуществляются с одновременным участием и психической, и физической сферы человека. Основой в методе лечебной физкультуры является процесс дозированной тренировки, который развивает адаптационные способности организма.

Под воздействием физических упражнений нормализуется состояние основных нервных процессов — повышается возбудимость при усилении процессов торможения, развиваются тормозные реакции при патологически, выраженной повышенной возбудимости. Физические упражнения формируют новый, динамический стереотип, что способствует уменьшению или исчезновению патологических проявлений.

Поступающие в кровь продукты деятельности желез внутренней секреции (гормоны), продукты мышечной деятельности вызывают сдвиги в гуморальной среде организма. Гуморальный механизм во влиянии физических упражнений является вторичным и осуществляется под контролем нервной системы.

— стимулируют обмен веществ, тканевый обмен, эндокринную систему;

— повышая иммунобиологические свойства, ферментативную активность, способствуют устойчивости организма к заболеваниям;

— положительно влияют на психоэмоциональную сферу,

— оказывают на организм тонизирующее, трофическое, нормализующее влияние и формируют компенсаторные функции.

Значение некоторых групп упражнений.

Статья написана по материалам сайтов: studfiles.net, www.likar.info, cyberleninka.ru, www.ronl.ru, mirznanii.com.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий