Занятия плаванием — эффективное средство оздоровления

Здоровье представляет собой нормальное психосоматическое состояние человека, способного реализовать свой потенциал телесных и духовных сил и оптимально удовлетворить систему материальных, духовных и социальных потребностей. Здоровье — это один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из неотъемлемых прав человеческой личности, одно из условий успешного и экономичного развития.

Наиболее существенными показателями здоровья, интегрально характеризующими его различные стороны, являются пять признаков: уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма, уровень иммунной и неспецифической сопротивляемости внешним воздействиям, наличие какого-либо заболевания или дефекта развития, уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) выражает определенную ориентированность деятельности личности в направлении укрепления и развития личного (индивидуального) и общественного здоровья. ЗОЖ — это способ жизнедеятельности, имеющий своей целью поддержание и укрепление здоровья, базирующийся на внутренне присущей, осознаваемой и реализуемой потребности человека. ЗОЖ — это объективная потребность современного общества; способствует укреплению здоровья, активному долголетию и совершенствованию адаптационных возможностей человека.

Критерием ЗОЖ являются отказ от вредных привычек, оптимальный режим двигательной активности, закаливание, рациональное питание, соответствие трудовых и бытовых нагрузок возрасту и подготовленности человека, эффективный отдых, оптимальный настрой на здоровую жизнь, уверенность в себе, доброжелательность. Ведущая роль в формировании ЗОЖ отводится оптимизации двигательной активности человека в сочетании с рациональным питанием и закаливанием.

Оздоровительное плавание [ править ]

Оздоровительное плавание — одно из наиболее эффективных средств укрепления здоровья и физического развития человека, оказывает всестороннее и гармоничное воздействие на весь организм.

В настоящее время большую популярность приобретают такие формы проведения занятий, как гидроаэробика, гидрошейпинг, гидропрофилактика.

Оздоровительное плавание является частью оздоровительной физической культуры. Оно основывается на принципах, теоретических положениях физической культуры, ее особенностях, а также учитывает современные тенденции ее развития.

Занятия оздоровительным плаванием характеризуются невысоким уровнем состязательности, отсутствием ярко выраженной конкуренции между занимающимися, направленностью на оздоровление, самосовершенствование личности, постепенностью и последовательностью увеличения нагрузки.

Основные задачи, решаемые на занятиях оздоровительным плаванием: достижение и в дальнейшем поддержание желаемого уровня здоровья, повышение качества жизни, профилактика заболеваний, связанных с возрастом и вредными воздействиями окружающей среды, обучение плаванию, развитие физических качеств.

При занятиях оздоровительным плаванием физическая нагрузка должна способствовать улучшению функциональных показателей органов и систем организма, соответствовать привычному режиму двигательной активности.

Для укрепления здоровья применяют различные виды плавания: спортивное и прикладное плавание, плавание облегченными и самобытными способами.

В настоящее время разработаны Правила оздоровительного плавания, которые рассчитаны на занятия плаванием с практически здоровыми людьми. Эти Правила рекомендуют оптимальную дозировку проплываемых дистанций: 13—50 лет — 1000м, 51—60 лет — 700—800 м, 67—70 лет — 500— 600 м, 70 лет и старше — 300— 400 м. Указанные дистанции проплываются одним из способов плавания, в умеренном темпе с равномерной скоростью на всей дистанции и безостановочно.

В возрасте 30—40 лет плывут либо кролем на груди, либо кролем на спине, в возрасте старше 50 лет — брассом на груди и на спине. Для людей, ранее не занимавшихся плаванием, при преодолении оздоровительной дистанции допускается один-два кратковременных перерыва для отдыха по 1,5—2 мин.

Для тех, кто плавает самобытными способами, оптимальной нормой лучше определять не длину дистанции, а длительность плавания: до 50 лет — 45—50 мин, 51 — 60 лет — 35— 40 мин, 61— 70 лет и старше — 25—30 мин.

В середине дистанции можно сделать остановку на 2 мин для выполнения дыхательных упражнений.

Лечебно-оздоровительное плавание [ править ]

Лечебное плавание объединяет в единое целое два процесса: специфический тренировочный и педагогический. Характерной его особенностью как средства ЛФК является сочетание в специфическом тренировочном процессе лечебных воздействий: общего (укрепление здоровья, развитие и закрепление навыков движения, волевых качеств) и специального (восстановление нарушенных функций организма). Педагогический процесс заключается в том, чтобы воспитать у больного сознательное отношение к использованию физических упражнений, привить ему навыки рационального планирования общего режима (в том числе режима движений), гигиены и закаливания организма.

При составлении программ по лечебному плаванию нужно обязательно учитывать общие методические принципы, которые позволяют обеспечить высокую эффективность лечебного действия упражнений в воде. К ним относятся: своевременное (раннее) начало реабилитационных мероприятий, комплексное использование различных средств (их всестороннее воздействие на организм), индивидуализация программ (в зависимости от возраста больных, характера их заболевания, общего состояния организма, степени физической подготовки, умения держаться на воде и т. п.). Особую роль приобретает адекватность и постепенность нарастания нагрузки, системность воздействия (тщательный подбор упражнений и последовательность их выполнения), цикличность, регулярность воздействия нагрузки и ее длительность, применение новых и разнообразных упражнений с использованием методов контроля.

Применяемые гимнастические упражнения в воде у бортика могут быть самыми разнообразными. Они классифицируются по следующим признакам:

  • по анатомическому признаку — для развития мелких групп мышц (движения пальцами, стопами, кистями), средних (движения шеей, голенями, бедрами, предплечьями, плечом) и крупных (движения верхними или нижними конечностями, туловищем);
  • характеру мышечного сокращения статические, когда мышца напрягается, но движение не происходит (условно сюда относятся дыхательные упражнения), и динамические;
  • степени активности — активные (самостоятельное движение), активно-пассивные (например, помогая здоровой рукой), пассивные (движения при помощи партнера).

Также применяются упражнения: на растягивание в равновесии, направленные на повышение подвижности в суставе; координацию, укрепление ослабленных мышц, расслабление напряженных мышц, корригирующие; расслабление с использованием предметов и снарядов; дыхательные упражнения.

По своей направленности все упражнения подразделяются на общеукрепляющие и специальные, предназначенные для избирательного воздействия на определенный сегмент опорно-двигательного аппарата или на весь организм. При этом одно и то же упражнение может в зависимости от целей и задач рассматриваться при одних заболеваниях как специальное, при других — как общеразвивающее.

Дозировка упражнений осуществляется выбором исходного положения (стоя у бортика и лежа на воде); сложностью движения (степень усилия, амплитуда движений и нагрузка на мелкие или крупные мышечные группы), наличием элементов облегчения плавания или дополнительной нагрузки, продолжительностью и темпом, количеством повторений. Обязательно подбирается оптимальное соотношение упражнений: общеразвивающих и дыхательных, у бортика и в плавании, по элементам и в координации, в свободном и ускоренном темпе, с активным (свободное плавание, купание) и пассивным отдыхом (расслабление, паузы отдыха), с различной глубиной погружения. Общий объем движений должен соответствовать режиму двигательной активности больного.

Основные методы проведения занятий: индивидуальный, групповой и самостоятельный. Индивидуальный метод, применяемый в лечебно-оздоровительном плавании, как правило, наиболее предпочтительный, особенно в самом начале курса реабилитации и при тяжелых заболеваниях. Из групповых методов используется в основном малогрупповой (максимальное количество занимающихся — 6—7 чел.).

Занятия в бассейне проводятся в урочной форме, включая подготовительную, основную и заключительную части. В подготовительной части занятия обычно используются общеразвивающие упражнения, стоя у бортика, в ходьбе, повторяются упражнения на освоение с водой и на изучение техники плавания.

В основной части занятия проводится непосредственно плавание, специальные упражнения у бортика и в плавании (в том числе лечебными способами), подвижные игры. В заключительной части занятия — малоподвижные игры, несложные упражнения у бортика на расслабление мышц и дыхательные упражнения. Содержание занятия зависит от подготовленности занимающихся (умения держаться на воде), периода лечения и реабилитационных задач.

Плавание в системе физической реабилитации

Одним из эффективных средств повышения уровня физиче­ской подготовленности является двигательная активность в усло­виях водной среды.

Оздоровительно-лечебное плавание — незаменимый вид физи­ческих упражнений для людей, имеющих существенные ограниче­ния для занятий физической культурой на суше (варикозное рас­ширение вен, опущение внутренних органов, остеохондроз, ги­пертония и др.)- В связи с этим плавание применяется в лечебных учреждениях как форма физической реабилитации.

Физическая реабилитация — лечебно-педагогический процесс восстановления здоровья и трудоспособности с помощью физиче­ских факторов (физическая культура, массаж, физиотерапия, при­родные факторы). Основное средство физической реабилитации — лечебная физическая культура, одной из форм которой является оз­доровительное плавание. Оздоровительное плавание (по возможно­сти) применяется во всех лечебно-профилактических, реабилита­ционных учреждениях (больницах, поликлиниках, диспансерах, специализированных центрах, санатория?: и т.д.) практически на всех этапах лечения (особенно — в восстановительном периоде).

Формируются также специальные группы оздоровительного плавания для детей с ослабленным здоровьем. Такие группы соз­даются и в бассейнах — для самостоятельных занятий под наблю­дением инструктора или реабилитолога.

Двигательная активность в водной среде способствует активи­зации обменных процессов, совершенствованию систем терморе­гуляции, укреплению опорно-двигательного аппарата, улучше­нию работы кардиореспираторной системы, повышению умст­венной работоспособности, закаливанию организма.

В воде, благодаря ее физическим свойствам, движения выпол­няются плавно, с большей амплитудой, без давления массы тела на опорно-двигательный аппарат, что снижает статическое напряже­ние мышц и исключает риск травматизма.

В физической реабилитации применяют следующие физиче­ские упражнения в воде: специальные комплексы упражнений; плавание (имитация спортивных способов в свободном темпе, с элементами облегчения — ласты, плавательные доски); игры и ку­пание.

Занятия по оздоровительному плаванию проводятся по назна­чению врача специалистами, прошедшими соответствующую под­готовку, и регламентируются четкими рамками индивидуализиро­ванного подбора упражнений и очень осторожного дозирования физической нагрузки — с учетом возраста, уровня подготовленно­сти и диагноза занимающихся. При этом ведутся наблюдения за температурой воды и воздуха; динамикой параметров, отражаю­щих объективное и субъективное состояние каждого занимающе­гося. Обязательно используется чередование упражнений, выпол­няемых на месте и в движении, по элементам и в полной коорди­нации, на разной глубине погружения, в свободном и ускоренном темпе, а также активного и пассивного отдыха.

Следует отметить, что, несмотря на всестороннее оздорови­тельное воздействие плавания на организм, для наибольшей эф­фективности лечения его рекомендуется применять в комплексе с другими средствами физической реабилитации.

Занятия оздоровительным плаванием, в частности, показаны при заболеваниях сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной и пищеварительной систем, нарушениях обмена веществ, при трав­мах и заболеваниях опорно-двигательного аппарата.

Физиологическая нагрузка и степень сдвигов в системе крово­обращения зависят от скорости плавания. Равномерное преодоле­ние в воде различных дистанций в свободном темпе является од­ним из видов циклических упражнений, наиболее благотворно воздействующих на деятельность сердечно-сосудистой системы.

Горизонтальное положение тела и давление воды облегчают ра­боту сердца, так как гидростатическое давление крови практиче­ски отсутствует; продвижению крови к сердцу способствуют дав­ление воды на поверхность тела, работа больших групп мышц, присасывающее действие диафрагмы (вследствие глубокого дыха­ния), правильный ритм движений и дыхания. В результате сердце работает энергичнее (по сравнению с состоянием покоя перекачи­вает в 3—4 раза больше крови в 1 мин).

Это интересно:  Запеченная треска с помидорами: низкокалорийный ужин!

Гидростатическое давление способствует компрессии перифе­рических кровеносных сосудов, улучшая их эластичность и спо­собствуя лучшему оттоку крови по венозной системе. Большое значение для изменения кровообращения имеет расширение кож­ных сосудов, которые могут вместить до 1 л крови, поэтому кожа играет большую роль и как депо крови, функции которой система­тически улучшаются под воздействием низких температур воды. В этих условиях сердечной мышце работать значительно легче. —

Воздействие низких температур воды и воздуха, гидромассаж кожи, вызывая сокращение, а затем расслабление мельчайших со­судов, являются лучшей гимнастикой для сосудистой сети, что особенно важно при заболеваниях сердечно-сосудистой системы.

При занятиях плаванием существенно повышается циркуляция крови и лимфы, уменьшаются застойные явления в организме. Ритмические чередования напряжения и расслабления мышц пловца, активные движения во всех суставах улучшают венозную гемодинамику, активизируют резервные механизмы, облегчающие работу сердца, совершенствуют тканевый обмен.

У систематически занимающихся плаванием отмечается фи­зиологическое урежение пульса (60 уд/мин и менее); при этом сердечная мышца работает мощно и экономно. Это свидетельст­вует о значительном увеличении силы сердечной мышцы и уве­личении объема крови, выталкиваемого сердцем в сосудистое русло.

Таким образом, при занятиях плаванием в сердечно-сосуди­стой системе происходят положительные сдвиги (в виде усиле­ния сократительной способности мышечной стенки сосудов и улучшения работы сердца), которые приводят к более быстрой транспортировке крови, насыщенной кислородом, к перифери­ческим участкам тела и внутренним органам, что способствует активизации общего обмена веществ. В данном случае плавание выступает как профилактическое средство, создающее более вы­сокую функциональную устойчивость сердечно-сосудистой сис­темы в целом.

Водные процедуры стимулируют и деятельность кроветворных органов, повышая количество лейкоцитов в крови. Защитная функция крови в отношении различных болезнетворных микро­организмов и токсических веществ увеличивается (повышаются ее иммунные свойства).

Для профилактики и лечения недостаточности кровообраще­ния I степени, дистрофии миокарда, хронических миокардитов, гипертонической (I стадии) и гипотонической болезней, атеро-

склероза, пороков сердца широко используются упражнения для освоения с водой, изучение основ техники плавания, дозирован­ное плавание в свободном и умеренном темпе (с акцентом на рит­мичное и глубокое дыхание), произвольное купание. Противопо­казаны прыжки и ныряния, скоростное плавание, эмоциональные игры. Физическая и эмоциональная нагрузка должны распреде­ляться равномерно в течение всего занятия, с постепенным увели­чением двигательной активности занимающихся и продолжитель­ности занятий (от 30 до 60 мин и более).

При гипертонической болезни II и ІІІ-й стадий допустимо лишь малоинтенсивное передвижение в теплой воде; исключают­ся всякие натуживания, ныряние, прыжки и прочие упражнения, требующие силового компонента.

Механизм положительного воздействия упражнений в воде на органы дыханиязаключается в активной тренировке дыхательной мускулатуры и увеличении подвижности грудной клетки, усиле­нии легочной вентиляции и газообмена. Все средства плавания (включая и спортивные способы) полезны при многих заболева­ниях органов дыхания, но только вне периодов их обострения: в частности, при хроническом бронхите, бронхиальной астме, для ликвидации последствий перенесенной пневмонии (воспаления легких), плеврита (воспаления плевры) и даже туберкулеза.

Интенсивная мышечная работа при плавании требует активи­зации дыхания. Кроме того, в отличие от обычного двухфазного дыхания, в зависимости от способа и скорости плавания могут возникать фазы задержки дыхания на вдохе и выдохе. Частота ды­хания при классических способах — не более 30—40 в минуту (вдох и выдох связаны со строго определенным количеством движений руками и ногами). Такая дыхательная гимнастика способствует увеличению объема вдоха, легочной вентиляции, жизненной ем­кости легких, потребления кислорода кровью. В дыхании участву­ют самые отдаленные участки легких, что исключает застойные явления в них.

Для людей с ослабленной системой дыхания наиболее целесо­образен способ брасс, в котором при вдохе происходит макси­мальное потребление кислорода. Кроме того, ритм движений в брассе хорошо согласуется с вдохом и выдохом.

Оздоровительное плавание показано при заболеваниях и повре­ждениях нервной системы(повреждения головного или спинного мозга, периферических нервов с болевыми синдромами и наруше­нием двигательных функций, неврозы, атеросклеротический це-ребросклероз и т.д.).

Вследствие интенсивного охлаждения и гидростатического дав­ления кожная чувствительность (тактильная и болевая) понижает­ся. Вода является прекрасным массажистом: мягко обтекая тело и массируя находящиеся в коже и мышцах нервные окончания, она благотворно воздействует на центральную нервную систему, успо­каивает, снимает утомление. После плавания человек легче засы­пает, крепче спит; у него улучшаются внимание и память.

Занятия плаванием, как правило, вызывают у людей положи­тельные эмоции (особенно при музыкальном сопровождении). Действие температуры воды уравновешивает процессы возбужде­ния и торможения в центральной нервной системе, улучшает кро­воснабжение мозга.

Регулярные занятия плаванием (в том числе и спортивным) яв­ляются мощным фактором воздействия на высшую нервную дея­тельность человека и могут использоваться как для профилактики, так и для лечения всех видов неврозов. При неврастении (повы­шенной раздражительности) изучение техники спортивных спосо­бов плавания, преодоление длинных дистанций в спокойном тем­пе, произвольное купание (вместе с соблюдением режима дня и питания) по-настоящему незаменимы. При истерии занятия пла­ванием, в том числе и спортивным, помогают больному отвлечься от терзающих его переживаний. При психастении (снижении эмо­ционального тонуса) используются групповые занятия плаванием: обучение технике спортивных способов, чередующееся с произ­вольным купанием (активным отдыхом), с постепенным наращи­ванием общего объема и интенсивности выполнения упражнений.

Упражнения в воде помогают ликвидировать остаточные явле­ния после воспалительных процессов, которыми сопровождаются всевозможные заболевания пищеварительной системы;они нала­живают и улучшают регулярные отправления кишечника.

При хронических формах таких заболеваний, как гастрит, ко­лит, холецистит и другие, механизм положительного воздействия плавания сводится к повышению общего тонуса организма, усиле­нию обмена веществ, активизации секреторных и моторных функ­ций органов пищеварения. Поэтому в программу занятий можно включать не только обучение технике передвижения в воде, но и элементарную тренировку, умеренную по объему и интенсивности выполнения упражнений. Аналогичная программа занятий может быть рекомендована и для страдающих нарушениями обмена ве­ществ — в частности, ожирением, подагрой, диабетом и др.

Плавание положительно влияет также на обмен веществв орга­низме.

Чтобы успешно плыть, пловец должен сохранять горизонталь­ное положение тела и прикладывать большие мышечные усилия. В отличие от других способов передвижения человека, при плавании наблюдаются самые высокие энергозатраты при более низкой аб­солютной скорости передвижения (КПД—0,5—7,8%). Активная ра­ бота мышц повышает расход энергии.

Более низкая температура воды увеличивает потери тепла: так, за 15 мин пребывания в воде при температуре 30°С теряется 30 Ккал,
а при температуре 24°С — 100 Ккал. Многократные повторные воздействия низких температур воды вызывают сложные изме­нения биохимических реакций, происходящих в клетках и тка­нях, а также способствуют изменению деятельности различных органов и систем: активизируются биохимические процессы, а мышечная деятельность и интенсивное дыхание еще более уси­ливают их.

Таким образом, плавание нормализует процессы обмена ве­ществ в организме.

Следующая группа заболеваний, при которых показано оздоро­вительное плавание, — травмы и заболевания опорно-двигательного аппарата.

При ограниченной подвижности опорно-двигательного аппа­рата в результате перенесенных травм или заболеваний (переломов костей, вывихов, полиартритов и т.п.) существенную роль играет уменьшение тяжести тела в воде под действием выталкивающей подъемной силы. Благодаря гидростатическому давлению создает­ся чувство стабильности в суставах конечностей. При этом каждый занимающийся, плавая даже в высоком темпе и активно тренируя все здоровые органы и системы своего организма, не повредит больную конечность или сустав.

Условия плавательного бассейна позволяют выполнять и лечеб­ную гимнастику в воде. Для этого больную конечность или сустав сначала прогревают в воде при температуре 38-40°С в течение 3 мин, а затем 15—20 мин отводят для выполнения специальных упражнений — как пассивных, так и активных. Каждое движение начинается в спокойном темпе и с небольшой амплитудой, кото­рые затем постепенно увеличиваются. Упражнения для больных мышц и суставов следует чередовать с движениями здоровых звеньев опорно-двигательного аппарата.

Плавание способствует значительному развитию мускулатуры, так как сопровождается активной деятельностью большинства скелетных мышц. Нагрузка на отдельные мышечные группы рас­пределяется умеренно, и создаются благоприятные условия для их

работы (при усиленном снабжении мышечных волокон кислоро­дом). Это связано с цикличностью плавания — ритмичностью че­редования напряжения и расслабления мышечных групп.

Физическая нагрузка (поддержание рабочей «позы пловца», приложение мышечных усилий для преодоления сопротивления вязкой и плотной водной среды) в совокупности с действием тем­пературных факторов (низкая температура воды способствует уве­личению тонуса мышц) повышает мышечную силу и работоспо­собность организма.

В комплексной программе физической реабилитации детей и подростков с нарушениями осанки плавание — максимально эф­фективное средство. В условиях гидростатической невесомости и горизонтального положения тела в воде позвоночник разгружает­ся от силы тяжести (веса тела). Равномерное и симметричное рас­пределение нагрузки на все группы мышц (в этом отношении у плавания нет конкурентов среди других видов спорта) и «рабочая поза пловца» способствуют формированию мышечного корсета и правильной осанки.

Среди детей школьного возраста различные нарушения осанки наблюдаются (по разным данным) более чем в 50% случаев. Пос­кольку обучение плаванию входит в школьную программу по фи­зической культуре, существует возможность в определенной мере содействовать профилактике и коррекции нарушений осанки с помощью оздоровительного плавания. С этой целью в школах со­здаются специальные группы; в программу урока добавляются не­которые специальные упражнения или занимающимся даются ин­дивидуальные задания (примерный комплекс упражнений для коррекции осанки приводится ниже).

Плавание как средство оздоровления можно применять и при многих других заболеваниях и патологиях.Оно способствует более энергичному течению процессов регенерации тканей и рубцева­нию ран после различных оперативных вмешательств, восстанов­лению после длительной гипокинезии, отличной тренировке вес­тибулярного аппарата и системы анализаторов (улучшается согла­сованность и взаимозаменяемость их работы) и т.д.

Воздействие воды на организм человека во время плавания на­чинается с кожи, площадь поверхности которой составляет 1,5-2 м 2 . Рецепторы кожи передают импульсы по нервным путям в головной мозг, откуда обратно поступают «ответы». Так может осуществлять­ся перестройка функций всех органов и систем и как следствие это­го — приспособление организма к условиям водной среды. Если воздействия повторяются систематически, организм вырабатывает

стойкие приспособительные реакции (совершенствование аппара­та терморегуляции). В этом и состоит процесс закаливания. Самое эффективное закаливание — купание вестественных водоемах в те­плое время года и в открытых бассейнах круглогодично.

Таким образом, плавательная нагрузка оказывает всестороннее положительное воздействие на организм: облегчает течение раз­личных заболеваний, поднимает настроение, вызывает прилив энергии, улучшает процессы пищеварения и обмена веществ. Си­стематические занятия плаванием содействуют закаливанию, формированию правильной осанки, гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата. Занятия плаванием в оздорови­тельных целях доступны и полезны людям всех возрастов.

Это интересно:  Как убрать растяжки на теле

Плавание применяется и в реабилитации инвалидов, где основ­ная направленность физической культуры — коррекционно-ком-пенсаторная. Занимаясь в бассейне, человек с ограниченными ум­ственными или физическими возможностями получает возмож­ность самореализации, самосовершенствования. Кроме психоло­гических аспектов, занятия оздоровительным плаванием способст­вуют активизации всех систем организма, моторной коррекции и формированию необходимых двигательных компенсаций, закали­ванию, создают условия для правильного физического развития.

Противопоказания к занятиям плаванием:

—все заболевания в острой форме и хронические заболевания в период обострения;

—желчно- и мочекаменная болезни; легочная и сердечная не­достаточность II и IIIстепени; хронические неспецифические бо­лезни легких IIIстадии; эпилепсия; внезапные потери сознания;

—заболевания кожи; глазные болезни; лор-заболевания;

—недержание мочи и кала; обильные выделения мокроты; от­крытые раны; гельминтозы (глистные заболевания); венерические болезни; бациллоносительство после инфекционных заболеваний.

Примерный комплекс упражнений, применяемых на занятиях оз­доровительным плаванием для коррекции осанки

Задачи: корригирующие и стабилизирующие воздействия на позвоночник (при необходимости — на стопы), укрепление мы­шечного корсета (особенно — мышц спины), закрепление навы­ков правильной осанки, повышение функциональных возможно­стей организма (в том числе — тренировка дыхательной и сердеч­но-сосудистой систем), закаливание, обеспечение хорошего эмо­ционального состояния.

Вводная часть занятия

1. Исходное положение (и.п.) — стоя по плечи в воде, ноги на ширине плеч, руки вытянуты вперед (ладонями кнаружи). Быстро описать круг рука­ми назад с максимальной амплитудой, голову отвести назад — вдох. Присев, опустить голову и, делая выдох в воду, медленно вернуть руки в и.п. Повто­рить 5—6 раз.

2. И.п. — лежа на воде на спине, держась руками за поручень (бортик) за головой; между стопами зажат резиновый мяч (круг, пенопластовая доска). «Утопить» мяч ногами и несколько секунд удерживать в этом положении. Повторить 3—4 раза.

3. И.п. — стоя по плечи в воде (спиной к бортику) и держась разведенны­
ми в стороны руками за поручень (бортик). Сделать шаг вперед правой ногой, не отпуская рук (можно скользить ими по поручню), расправить плечи и про­гнуться; вернуться в и.п. То же левой ногой. Повторить по 3—4 раза каждой ногой.

Основная часть занятия

4. Скольжения на груди с задержкой дыхания, с опорой и без опоры (50—100 м) или при отталкивании от бортика (8—10 раз). В конце упражне­ния — выдохи в воду.

5. Плавание на спине при помощи движений ногами брассом: с опорой и без опоры, руки вдоль туловища или вытянуты вперед (50—100 м).

6. Проплывание скоростных участков (4—6 раз по 10—15 или 25 м — в за­висимости от подготовки) кролем на груди при помощи движений ногами в согласовании с дыханием (соревновательный метод). По возможности ис­пользовать ласты (при плоскостопии). В конце упражнения — выдохи в воду.

7. Плавание в медленном темпе баттерфляем без выноса рук из воды (при плоской спине); брассом на спине с гребком одновременно обеими руками (при кифотической осанке); обоими способами поочередно и на спине при по­мощи движений ногами кролем и гребком одновременно обеими руками (при асимметричной осанке и других ее нарушениях). 100—200 м. По возможности ис­пользовать лопаточки.

8. Одна из игр на воде, отвечающая задачам занятия: например, «Водола­зы», «Охотники и утки», «Торпеды» (описание игр см. в главе 5).

9. Ныряние в длину (2—3 раза).

10. Скольжения на спине с опорой и без опоры (50—100 м) или при оттал­кивании от бортика (8—10 раз).

Заключительная часть занятия

12. И.п. — стоя по шею в воде, руки сцеплены в «замок» за спиной. Распра­вить плечи и отвести руки назад—вверх — вдох; медленно вернуться в и.п. —

выдох (для детей дошкольного и младшего школьного возраста — игра «Ледо­колы»). Повторить 5—6 раз.

13. «Звездочка» — лежание на воде на груди или спине (особенно при кифотической осанке). Сделав вдох, лечь на воду и развести руки и ноги в стороны. Повторить 2-3 раза в каждом положении.

Контрольные вопросы и задания

1. Какое влияние оказывает плавание на организм человека ?

2. Особенности организации и проведения занятий по оздорови­тельному плаванию.

3. При каких заболеваниях и патологиях применяют оздоровительное плавание?

4. Почему именно в юном возрасте проявляется максимальный оз­доровительный эффект занятий плаванием ? (Вспомните его воздей­ствие на различные системы организма.)

5. Противопоказания к занятиям оздоровительным плаванием.

Рекомендуемая литература

1. Лечебная физическая культура: Справочник/ Под ред. В.А. Епифанова.М.: Медицина, 1987, с. 21—25.

2. Меньшуткина Т. Г. и др. Плавание в массовой физкультурно-оздоровительной работе с населением: Учебное пособие. — СПб.: СПбГАФК, 1996.

3. Федченко И.А., Федченко П.П. Значение плавания как вида физических упражнений: Методическая разработка для студентов и слушателейФПКРГАФК.-М,:РГАФК,1994.

Плавание как средство оздоровления детей дошкольного возраста

Специфика физического воспитания детей дошкольного возраста, оздоровительные и образовательные задачи. Возрастные анатомо-физиологические особенности дошкольников. Теория и методика обучения плаванию, значение занятий для укрепления организма ребенка.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Федеральное автономное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Сибирский федеральный университет

Факультет физической культуры и спорта

Плавание как средство оздоровления детей дошкольного возраста

Студент гр. ФК10-01БС

    ВВЕДЕНИЕ
  • Глава 1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста
    • 1.1 Специфика физического воспитания дошкольников
    • 1.2 Возрастные особенности физического развития дошкольников
  • Глава 2. Основы теории обучения плаванию детей дошкольников
    • 2.1 Значение занятий по плаванию для укрепления организма ребенка дошкольного возраста
    • 2.2 Методика обучения плаванию детей дошкольного возраста
  • ВЫВОДЫ
  • СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Правильное физическое воспитание ребёнка немыслимо без закаливания его организма. Самые эффективные средства закаливания — воздух, солнце, вода. Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание, игры и развлечения на воде — один из самых полезных видов физических упражнений. Они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребёнка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма.

Плавательные движения ребёнок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц, поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.

Систематические занятия плаванием ведут к совершенствованию органов кровообращения и дыхания.

Регулярные занятия плаванием положительно влияют на закаливание детского организма: совершенствуется механизм терморегуляции, повышаются иммунологические свойства, улучшается адаптация к разнообразным условиям внешней среды. Крепче становится сон, улучшается аппетит, повышается общий тонус организма, совершенствуются движения, увеличивается выносливость.

Исходя из вышеперечисленных фактов, мы сформулировали тему нашего исследования «Плавание как средство оздоровления дошкольного возраста».

Цель курсовой работы: Изучение плавания как средство оздоровления дошкольного возраста

Объект исследования — процесс физического воспитания детей дошкольного возраста, осуществляемый в ДОУ.

Предмет исследования — изучение плавания как средство оздоровления дошкольного возраста

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

Изучить физическое воспитание детей дошкольного возраста

Рассмотреть возрастные анатомо-физиологические особенности развития детей дошкольников

Раскрыть основы теории обучения плаванию детей дошкольников

При написании курсовой работы использовался метод изучения и анализ литературных источников.

Глава 1. Физическое воспитание детей дошкольного возраста

1.1 Специфика физического воспитания дошкольников

Дошкольный возраст охватывает период жизни от рождения до 7 лет. Именно в этот период осуществляются наиболее интенсивный рост и развитие важнейших систем организма и их функций, закладывается база для всестороннего развития физических и духовных способностей. Этот возраст наиболее благоприятен для закаливания организма, овладения элементарными жизненно необходимыми двигательными умениями, гигиеническими навыками и т.д [4].

Основой всестороннего развития ребенка впервые годы жизни является физическое воспитание. Организованные физкультурные занятия (в яслях, детских садах и семье), а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т.п., улучшают деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем, укрепляют опорно-двигательный аппарат, улучшают обмен веществ. Они повышают устойчивость ребенка к заболеваниям, мобилизуют защитные силы организма. Через двигательную деятельность ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развитие. Поэтому, если данный период будет упущен в плане грамотного физического воспитания, то в дальнейшем наверстать пробелы, устранить допущенные ошибки будет чрезвычайно трудно.

Наиболее общими задачами для детей дошкольного возраста являются изложенные ниже [5].

Оздоровительные задачи

1. Повышение сопротивляемости организма влияниям внешней среды путем его закаливания. С помощью разумно дозируемых оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры) слабые защитные силы детского организма существенно возрастают. При этом повышается сопротивляемость простудным заболеваниям (ОРЗ, насморк, кашель и др.) и инфекционным болезням (ангина, корь, краснуха, грипп и др.).

2. Укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки (т.е. удерживание рациональной позы во время всех видов деятельности). Важно обращать внимание на укрепление мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, так как оно может существенно ограничить двигательную активность ребенка. Для гармоничного развития всех основных мышечных групп необходимо предусматривать упражнения на обе стороны тела, упражнять те группы мышц, которые в меньшей мере тренируются в повседневной жизни, упражнять слабые группы мышц.

Необходимо также с ранних лет создавать у ребенка представление о правильной осанке. Действенным средством предупреждения нарушений осанки: сутулости, асимметрии плеч и лопаток, а также сколиозов (заболеваний позвоночника, вызываемых слабостью мышц спины и длительным пребыванием тела в физиологически неудобных положениях) — являются физические упражнения.

Содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов. Активная двигательная деятельность ребенка способствует укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшению обменных процессов в организме, оптимизации пищеварения и теплорегуляции, предупреждению застойных явлений и т.д. Физическая культура, придавая естественному процессу становления форм и функций растущего организма оптимальный характер, создавая благоприятные для этого условия, содействует тем самым нормальному функционированию всех систем детского организма.

Воспитание физических способностей (координационных, скоростных и выносливости). В дошкольном возрасте процесс воспитания физических способностей не должен являться специально направленным по отношению к каждому из них. Наоборот, на основе принципа гармонического развития следует так подбирать средства, менять деятельность по содержанию и характеру и регулировать направленность двигательной активности, чтобы обеспечивалось комплексное воспитание всех физических способностей.

1. Формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.

В дошкольном возрасте вследствие высокой пластичности нервной системы довольно легко и быстро усваивают новые формы движений.

Формирование двигательных умений осуществляется параллельно с физическим развитием: к трем месяцам необходимо содействовать формированию умений поднимать и удерживать голову; к шестому месяцу формировать элементарные движения рук, умение ползать, переворачиваться со спины на живот, удерживать туловище, лежа на животе с опорой руками; к одиннадцатому месяцу необходимо научить садиться, ложиться, стоять и ходить, держась за предметы; к первому году жизни ребенка необходимо научить ходить; к третьему году жизни ребенок должен освоить ходьбу, бег, лазание; к четвертому году формируют навыки метания различных предметов, спрыгивания с высоты, ловли предмета, катания на трехколесном велосипеде; к пятому-шестому годам ребенок должен уметь выполнять большинство двигательных умений и навыков, встречающихся в быту и жизни: бегать, плавать, ходить на лыжах, прыгать, лазать по лесенке вверх, переползать через преграды и т.п.

2. Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой

Детский возраст является наиболее благоприятным для формирования устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Но при этом необходимо соблюдать ряд условий[7].

В процессе занятий необходимо сообщать детям элементарные физкультурные знания, развивая их интеллектуальные способности. Это позволит расширить их познавательные возможности и умственный кругозор.

1. Воспитание морально-волевых качеств (честности, решительности, смелости, настойчивости и др.).

2. Содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи, хотя и являются относительно самостоятельными, на самом деле теснейшим образом взаимосвязаны, а поэтому, и решаться должны решаться на физкультурных занятий в обязательном единстве, в комплексе. Только в этом случае ребенок приобретает необходимую базу для дальнейшего всестороннего, не только физического, но и духовного развития [15].

1.2 Возрастные особенности физического развития дошкольников

В настоящее время внимание педагогов, психологов, физиологов привлечено к дошкольному возрасту, поскольку практический опыт и многочисленные научные исследования свидетельствуют о существовании в данном периоде онтогенеза человека больших, зачастую неиспользуемых психофизиологических резервов развития ребенка.

По биологическим признакам дошкольный возраст подразделяется на следующие периоды [16]:

новорожденный — первые 4 недели жизни;

грудной (младенческий) — до 1 года;

ранний детский — от 1 года до 3 лет;

дошкольный — от 3 до 6 (7) лет.

Отражая ступени биологического развития, возрастная периодизация детей облегчает составлению программ, подбору и дозировке упражнений, выбору методики физической и двигательной подготовки и т.д.). Построение системы физического воспитания в этом возрасте, помогает правильному построению

Первые годы жизни ребенка характеризуются быстрыми темпами роста и развития организма. Интенсивно увеличиваются морфологические показатели: рост и масса тела, обхват грудной клетки.

С рождения до трехлетнего возраста заметно возрастают возбудимость и лабильность нервно-мышечного аппарата, но сила мышц еще очень невелика. Все суставы ребенка вследствие слабого развития связочного аппарата и мышц отличаются большой подвижностью.

При организации физического воспитания детей раннего возраста следует помнить о физиологической слабости их костной системы и мышечно-связочного аппарата и строго дозировать физические нагрузки.

В этом возрасте нервные процессы недостаточно сильны и подвижны, однако условно-рефлекторные связи отличаются большой прочностью и очень трудно поддаются переделке. Поэтому в процессе физического воспитания необходимо учить детей правильному выполнению того или иного упражнения, так как возникший навык прочно и надолго закрепляется. Заученные с ошибками простые движения сделают невозможным в будущем правильное формирование более сложных двигательных навыков, а это будет затруднять полное раскрытие двигательной одаренности ребенка.

В раннем возрасте ребенок не может развиваться правильно без достаточной физической активности. Установлено, что у двухлетних детей на активные движения приходится 70% времени бодрствования, а у трехлетних — не менее 60%. Постепенно, по мере развития движения у детей приобретают большую законченность, определенную целесообразность и целенаправленность. Однако в коре головного мозга процессы иррадиации преобладают над процессами концентрации, поэтому движения детей отличаются неточностью, некоординированностью. Внимание в этом возрасте неустойчиво, и дети не могут долго сосредоточиваться на чем-то одном и быстро утомляются.

B период от 3 до 6 лет (дошкольный возраст) все размеры тела увеличиваются относительно равномерно. Годичный прирост длины тела составляет 5—6 см, массы тела — около 2 кг. Но к концу этого периода начинается ускорение роста: за год ребенок прибавляет 8—10 см. Такой бурный рост связан с эндокринными сдвигами, происходящими в организме (второй период быстрого роста проявляется у детей в 13—14 лет, когда начинается половое созревание).

У детей дошкольного возраста заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. Если к 6—7 годам длина туловища увеличивается в 2 раза, то длина рук — более чем в 2,5 раза, а длина ног — более чем в 3 раза.

Рост мышечной ткани происходит в основном за счет утолщения мышечных волокон. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6—7 лет) мышцы рук. К 5 годам увеличивается мышечная сила. Однако из-за быстрой утомляемости мышц и относительной слабости костно-мышечного аппарата дошкольники еще не способны к длительному мышечному напряжению.

К 6—7 годам заканчивается созревание нервных клеток головного мозга. Однако нервная система ребенка еще недостаточно устойчива: процессы возбуждения преобладают над процессами торможения.

Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. Неравномерность частоты и силы сердечных сокращений наблюдается даже в покое. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.

Дошкольный возраст характеризуются значительными изменениями не только в физическом, но и в моторном развитии

С возрастом количество движений у детей увеличивается. Дети должны двигаться не менее 50—60% всего периода бодрствования. Интенсивность двигательной активности — среднее количество движений в минуту — составляет примерно 38—41 у детей 2 лет, 43—50 — 2,5 лет, 44—51 — 3 лет. Это значит, что разовая продолжительность движений очень мала — в среднем от нескольких секунд до 1,5 мин. Детям свойственна частая смена движений и поз — до 550—1000 раз в день, благодаря чему происходят поочередное напряжение и отдых различных групп мышц, поэтому дети и не устают (В.А. Шишкина, 1992). Учитывая эту особенность, следует обеспечить разнообразную двигательную деятельность детей, создавая условия для разных движений.

Бег, прыжки, метания — те двигательные умения, которые ребенок должен освоить до школы. Насколько успешно он это сделает, зависит от ловкости, быстроты, силы и выносливости, т.е. от развития основных двигательных качеств [12].

плавание дошкольник физический оздоровительный

Глава 2. Основы теории обучения плаванию детей дошкольников

2.1 Значение занятий по плаванию для укрепления организма ребенка дошкольного возраста

Плавание способствует оздоровлению, физическому развитию и закаливанию детей. Купание, плавание, игры и развлечения на воде — один из самых полезных видов физических упражнений, они способствуют оздоровлению детей, укрепляют их нервную систему. Поэтому чем раньше приучить ребенка к воде, научить его плавать, тем полнее скажется положительное воздействие плавания на развитии всего детского организма [18].

Плавательные движения ребенок совершает при помощи крупных мышечных групп рук, ног, туловища, уже достаточно хорошо развитых к 3-5 годам. На фоне их интенсивной деятельности в движение вовлекаются и слаборазвитые мелкие группы мышц. Поэтому для всестороннего развития мышечной системы детей занятия плаванием особенно благоприятны.

Движения, при плавании характеризуются большими амплитудами, простотой, динамичностью. В цикле плавательных движений напряжение и расслабление мышечных групп последовательно чередуются, и мышцы ребенка находятся, следовательно, в благоприятных условиях. Кратковременные мышечные напряжения, чередуясь с моментами расслабления, отдыха, не утомляют детский организм, позволяют ему справляться со значительной физической нагрузкой в течение довольно длительного времени.

Так как физическую нагрузку на сердце во время плавания возможно произвольно дозировать, плавание является одним из эффективных видов лечебной физической культуры, способствуя развитию и укреплению здоровья тех, у кого ослаблена сердечная деятельность.

Органы дыхания детей имеют свои особенности: узость дыхательных путей, нежность и легкая ранимость слизистых оболочек, обилие в слизистых оболочках и стенках дыхательных путей кровеносных и лимфатических сосудов. Это обусловливает облегченное проникновение инфекции в органы дыхания, способствует возникновению воспалительных процессов дыхательных путей и раздражению от чрезмерно сухого воздуха, особенно в помещениях.

Ввиду возрастной слабости связочно-мышечного аппарата и не закончившегося процесса окостенения стопа ребенка легко подвергается деформации, в результате часто развивается плоскостопие. Оно может быть вызвано чрезмерной нагрузкой на стопы или неправильным распределением ее на внутренний и наружный своды стоп. Большая динамическая работа ног в безопорном положении при плавании оказывает укрепляющее воздействие на формирование детской стопы, помогает — предупредить заболевание плоскостопием.

В лечебной гимнастике плавание находит все более широкое применение в. качестве средства для профилактики и лечения различных нарушений в осанке детей, например сколиозов, кифозов (изменения нормальной формы позвоночника), а также тугоподвижности суставов и различных последствий детского паралича — полиомиелита.

В процессе плавания развивается координация, ритмичность движений, необходимая для любой двигательной деятельности и всех жизненных проявлений детского организма. Однако усвоение определенного ритма движений представляет для дошкольников довольно сложную задачу. Выработка навыков ритмических движений происходит в разнообразной организованной и самостоятельной деятельности детей. Но плавание особенно эффективно способствует развитию ритма движений у дошкольников, а тем самым и совершенствованию деятельности всех систем детского организма.

Правильное физическое воспитание ребенка немыслимо без закаливания его организма. Самые эффективные средства закаливания — воздух, солнце, вода. Наиболее действенным является закаливание водой. Его легко дифференцировать — по силе и продолжительности благодаря различным способам применения воды необходимой температуры — при обтирании, обливании, купании. Особенно эффективны купание, плавание, так как сочетают в себе воздействие на организм ребенка воды, воздуха, солнечных лучей и сопровождаются движением [4].

Статья написана по материалам сайтов: sportwiki.to, poznayka.org, revolution.allbest.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий