Значение сновидений — защита и способ творческого выражения

Толкование сновидений —
образы и символы
Практическое толкование символов · 29 апреля 2010 г.

В прошлых двух статьях мы говорили о том, что сновидение подобно спектаклю, в котором сюжетная линия определяет структуру символического послания, а конкретные образы — его смысловое наполнение.

Также мы выяснили, что основная часть образов в сновидении возникает из личного контекста сновидца — это события, люди и переживания так или иначе знакомые сновидцу в его непосредственном жизненном опыте. «Сиюминутные» сны наполнены недавними переживаниями, сны, касающиеся более глубоких и растянутых во времени проблем, наполняются образами из более широкого контекста, а в сновидениях экзистенциального характера проявляются образы вообще выходящие за рамки личного опыта.

Наряду с эмоциональным накалом, это можно использовать, как еще один критерий важности сновидения. Чем более глубокие темы затрагивает сновидение, чем более значительными образами он наполнен, тем о более важных и универсальных проблемах в нем идет речь.

Например, может присниться словесная перепалка с родителями, кулачный бой с раздражающим сослуживцем или смертельная битва с трехглавым драконом. В первом случае, сновидение будет иметь довольно примитивное «личное» значение — что-то вроде бунта против авторитетов. Во втором, сон затрагивает уже более глубокую тему столкновения с Тенью — конфликт с подавленной стороной личности. А в третьем, сновидение отражает универсальный миф о рождении Героя — проблему становления индивидуального сознания, в высшем смысле.

Чем более глобальных проблем касается сновидение, тем более обширные познания в мифологии и толковании символов требуются для его понимания. Однако сама природа универсальных символов в том и состоит, что любой человек при должном старании может понять и прочувствовать их значение. Понимание с самого рождения заложено в подкорке. Другое дело, что дотянуться до этого понимания очень сложно, еще сложнее его вербализовать и совсем сложно — применить практически. Сложно, но возможно.

Толкование символов

Если не вдаваться в технические детали, сущность толкования сводится к тому, чтобы со-настроиться с исследуемым образом, войти с ним в резонанс и напрямую — изнутри — ощутить его значение. После определенной практики такая настройка происходит сама собой, без дополнительных технических ухищрений.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда человек вдруг становится раздражительным. Он сам может подтвердить неуравновешенность своего состояния, но поначалу не способен определить, откуда оно такое взялось. Однако, если начать его аккуратно расспрашивать, то довольно легко нащупать то ключевое событие, которое выбило его из колеи и заставило раздражаться на все подряд. Вот техническая сторона толкования сновидения как раз и выполняет роль этих аккуратных наводящих вопросов, которые приводят сновидца к осознанию того смысла, который бессознательное вложило лично для него в тот или иной образ.

С другой стороны, человек знакомый с психологией и потративший какое-то время на исследование своей души легко и просто может сам указать на тот момент, когда возникло изначальное раздражение — ему для этого не нужны никакие подсказки извне, а достаточно просто сосредоточиться на своих ощущениях. И точно так же с образами сновидения — чтобы их понять, достаточно правильно на них сфокусироваться, и их внутренний смысл откроется сам собой и самым непосредственным образом.

Однако, на начальном этапе работы со сновидениями без технических костылей не обойтись.

В аналитической психологии главный метод толкования образов сновидения — это подбор ассоциаций. Техника совершенно простая: берем любой образ, пишем его посередине листа, а вокруг него пишем слова-ассоциации — все то, что приходит в голову в отношении этого образа. Продолжать надо до тех пор, пока первичный заряд ассоциаций не иссякнет, а потом помучаться еще немножко.

В результате, сформируется некое смысловое поле, описывающее исходный образ. Какие-то ассоциации будут казаться менее важными, какие-то неочевидными, а какие-то будут бить точно в цель. Механически такое ранжирование проделать невозможно — на этом этапе уже нужно учиться прислушиваться к себе, чтобы отделить «резонирующие» ассоциации от всей прочей шелухи. И где-то здесь же потихоньку начинает вызревать интуитивное понимание того, «о чем» этот образ. Остается только ухватить эту интуицию за хвост и выразить ее в словах. Для отработки этого маневра требуется практика, но куда уж без нее.

В реальной терапевтической практике подбор ассоциаций выполняется устно, но когда речь идет о самостоятельной работе, подобные записи — хороший способ достичь объективности в своем толковании. Без записей у ума остается слишком много лазеек, чтобы не видеть неугодного очевидного.

По этому же принципу следует разобрать все основные образы сновидения, начиная с самых эмоционально заряженных и переходя к менее важным. А итогом этой работы будет заново написанная история. Сюжет прежний, но вместо абстрактных образов, конкретные, задевающие за живое, значения и смыслы. Уже одно это здорово подстегивает процесс самопознания, а если удастся еще и понять взаимодействие этих новых смыслов в динамике сюжета, то это уже первый и значительный шаг к решению конкретной психологической проблемы.

Ключевой терапевтический момент в толковании сновидения состоит в том, что пациент должен сам понять смысл каждого образа, сам проследить развитие и логику сюжета и сам сделать из этого соответствующие выводы. Таким образом получается, что не посторонний человек дает ему какие-то комментарии относительно его душевного состояния, а сама его психика напрямую сообщает о существующей или назревающей проблеме. А не верить собственной душе уже гораздо сложнее…

Пример толкования

Возьмем для примера сновидение, которое в той или иной форме снится очень многим, и попробуем разобраться, в чем его смысл. Сюжет простой: сновидец оказывается в публичном месте без одежды. Знакомо?

Поскольку все мы выросли на одних и тех же сказках, очевидная параллель для всей этой сцены — это «голый король». Но даже если бы не было такой сказки, примерно к тем же выводам можно было бы прийти через личные ассоциации.

Что такое «одежда»? Это то, что нас защищает, скрывает от чужих глаз, маскирует или привлекает внимание, придает статус, позволяет завоевать симпатию, определяет социальную принадлежность. Согласны? Соответственно, одежда — это символ искусственной защитной оболочки, которую мы носим, чтобы защитить ранимое голое тело и обеспечить социальное признание.

Что такое «оказаться без одежды на публике»? Это значит лишиться своей маскировки и предстать в истинном свете, таким, какой есть. В зависимости от того, какая эмоция по этому поводу была в сновидении, трактовка может быть разной. Если был страх, то это одна проблема, если стыд — уже немного другая. Так или иначе, смысл этого образа в том, чтобы противопоставить внешнюю оболочку и мнение о самом себе, тому, что сновидец представляет из себя на самом деле.

А еще дополнительно можно задаться вопросом о том, какая одежда была бы уместна в той ситуации. Ответ на этот вопрос поможет определиться, о чем именно говорит сновидение. Одно дело, когда речь идет об офисной одежде, другое — если это «парадный» вечерний наряд, третье — если бы ситуация требовала туристической экипировки. Смысл окончательного толкования может сильно меняться в зависимости от ответа. То есть, несмотря на общую очевидность сюжета, для точного толкования все равно требуются личные ассоциации и впечатления сновидца.

Остается сложить дважды два и мы легко придем к тому самому метафорическому подтексту, который подразумевался в истории про голого короля.

Сновидение с «раздеванием» акцентирует внимание сновидца на том, что одежда — это только одежда и никого, кроме самого себя, ею не обманешь. Такой сон напоминает, что нельзя путать свою внешнюю оболочку со своей «голой» сущностью, потому что рано или поздно это закончится горьким разоблачением… и это разоблачение уже светится где-то на горизонте — потому и случилось такое сновидение.

Примерно вот таким образом и происходит толкование: вопросы, ответы, ассоциации, сопоставление и поиск взаимосвязей до тех пор, пока все не сложится в цельную картинку. Часто получается не одна, а несколько возможных трактовок — это нормальное дело. При регулярной работе, каждое последующее сновидениями дополняет предыдущее и тем самым помогает выбрать правильное тол кование.

Заключение

Пишу-пишу, а все мало — тема огромная. Нужно еще рассказать об архетипических сюжетах и символах в сновидениях, но это уже опять в статью не влезает. Если интерес к этой теме еще есть — напишу об этом отдельно исать или переходим к следующей теме уже?) Дважды обещанный разбор ваших сновидений уже написан — выложу завтра.

Прошлая статья начиналась со списка оговорок, и один из пунктов был о том, что не бывает универсально правильного толкования, оно всегда строго индивидуально. В связи с этим, возникает вопрос о том, есть ли вообще какой-то критерий «правильности» толкования?

Для серьезной работы со сновидениями «пациент» должен созреть — в том смысле, что он должен уже немножко понимать себя и основные принципы функционирования психики. Дело в том, что никто, кроме самого сновидца не может сказать, верно толкование или нет. И здесь у него неизбежно будет возникать соблазн трактовать спорные моменты «в свою пользу».

И хотя психолог, опираясь на свой опыт, может с большой точностью распознать общий смысл сновидения, с терапевтической точки зрения, это не будет иметь никакого практического смысла, пока сновидец не получит подтверждения правильности толкования на интуитивном уровне.

Когда трактовка верна и четко сформулирована, сновидец чувствует что-то вроде резонанса с ней — предложенная интерпретация вызывает внутренний отклик, какое-то глубинное согласие. А когда анализ пошел по ложному следу, даже самая логичная и элегантная интерпретация оставляет душу сновидца нетронутой, кажется ему сухой и надуманной.

Таким образом, мотивация пациента к тому, чтобы действительно разобраться в себе, должна быть сильна и чиста. В противном случае, толкование сновидений превратится для него в инструмент самооправдания, вместо того, чтобы быть инструментом самоисследования.

Ну и еще один момент. Описанная схема толкования — это чисто аналитический подход, который имеет свои очевидные минусы и ограничения, поэтому зацикливаться на нем ни в коем случае нельзя. Психика — штука неподвластная логике и, хотя, в некоторых своих аспектах она доступна анализу, самое интересное скрывается в сфере иррационального. В конце концов, сновидения нужно чувствовать, а не понимать, осознавать, а не анализировать.

Как и другие формы диагностики, толкование сновидений — это интуитивный и творческий процесс, а аналитические изыскания являются лишь вспомогательным инструментом.

Сновидение — это неуправляемая галлюцинация, податливый мир чудес, в котором возможно все, и в него психика изливает свои проекции, свои конфликты, тревоги и чаяния… А маленький островок сознания, именуемый «Эго», — лишь один из незначительных персонажей этой галлюцинации.

Задавайте вопросы, если что-то еще не понятно — завтра будет статья примерами толкований и небольшим общим FAQ-ом по сновидениям.

Творческое воображение — приемы и методы

В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Творчество вообще и воображение в частности – очень индивидуальны. Но любой художник должен владеть некоторыми базовыми приемами, прежде чем сможет выразить себя в собственном творчестве. Подобные приемы имеются и для воображения. Их описанию посвящена данная статья.

Хочу отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – собственная практика и решение творческих задач.

Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. Также, к творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых еще никому неизвестных задач.

Одной из ключевых частей творчества является воображение, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи и т.д.

Прием воображения – это способ получения новых (воображаемых) объектов или систем на основе существующих.

Метод воображения – последовательное применение приемов воображения с целью получения определенного результата.

Каждый метод имеет конкретную цель. Кроме того, метод имеет свою специфику. Некоторые методы предпочтительно применять фантастам, другие – изобретателям и т.д.

Метод развития воображения – метод, направленный на усвоение и применение приемов и методов воображения.

Творчество может быть очень многообразно по своей формам. Также многообразны и творческие приемы и методы. Есть свои приемы у фантастов, изобретателей, журналистов, художников, поэтов и т.д.

Для картостроителей творчество имеет значение для решения следующих задач

1. Придумывание сюжета, квестов, диалогов.

2. Придумывание идей для новых карт, заклинаний, триггерных систем

3. Придумывание идей для новых иконок, экрана загрузки, скинов.

4. Придумывание идей для рельефа карты.

5. Придумывание идей для новых моделей.

В пунктах 3-5 я не силен. Возможно, специалисты в этих областях смогут дополнить эту статью собственной информацией. Кое-какую подобную информацию можно найти из других картостроительных статей:

Это интересно:  Банановый десерт: всего 4 ингредиента!

Создание сюжета для РПГ – моя собственная статья про создание сюжета.

Заметки Натуралиста — статья про создание рельефа (автор Mefist).

Прием воображения позволяет придумать что-то новое.

Общие приемы воображения

Существует ряд наиболее общих приемов, которые применяются в творчестве практически любого вида. Таких приемов 5.

I. Прием уменьшения.

II. Прием увеличения.

III. Прием объединения.

IV. Прием дробления.

V. Прием наоборот.

1. Уменьшая размер и расцветку адского зверя близзард получили модель зерглинга в war3 (не то, чтобы похоже, но впечатление от этого юнита уже не такое, как от адского зверя).

2. На одной из карт по war3 я видел такого монстра, как гигантский паук. Паук был настолько огромен, что я принял его ноги за причудливую арку. И когда герой уже собрался пробежать между его ногами, это чудище ожило.

3. Любая из рас: хоббит, гном, гоблин – основана на приеме уменьшения. Энты и огры – на увеличения. Хотя тут немалую роль играет еще и прием объединения. Грубо говоря:

— хоббит — уменьшенный человек-фермер

— гном — уменьшенный человек-рудокоп и кузнец

— гоблин (варкрафтовский) – это уменьшенный человек-техник, пироман, террорист с зеленой кожей.

— энт – это увеличенный человек-дерево.

4. Каждая из сторон — альянс и орда представляют собой объединенные фронты различных рас и созданий. Одновременно с этим, по сюжету состав этих блоков постепенно меняется. Старые альянсы разваливаются, возникают новые силы. Если в Reign of Chaos расы были более или менее едины, то уже в Frozen Throne количество различных сил увеличилось как минимум вдвое.

5. Прием наоборот стоит особняком. По сути, его можно применить даже к описанным выше приемам: уменьшение – увеличение, объединение – дробление. Очень широко его применение можно отследить в редакторе объектов при создании заклинаний. Большинство эффектов могут быть использованы как с положительными, так и с отрицательными значениями. Это позволяет значительно разнообразить возможность создания заклинаний.

Специфичные приемы воображения

Перечислю лишь некоторые из более специфичных приемов творчества и воображения.

1. Поиск противоречий: найти противоречия в существующем объекте или системе. Противоречия – это движущая сила развития любого объекта. Для каких целей сценаристы blizzard удвоили число фракций в TFT? Чем больше фракций, тем больше противоречий между ними. Чем больше противоречий, тем больший простор для дальнейшего развития сюжета. Это было особенно важно с учетом выхода WOW. Игрокам было бы не так интересно играть в мире, где нету противоречий.

2. Использовать внутренние ресурсы: по возможности пользоваться внутренними ресурсами объекта или системы.

Возможно, это не столько прием, сколько принцип. Нагляднее всего его показать на примере НЛО. Если в мире происходит что-то необъяснимое, не стоит кричать, что виновато НЛО. Для начала проверьте, нельзя ли объяснить произошедшее вполне земными причинами.

В отношении картостроительсва можно сказать так: перед тем, как планировать какое-то сложную карту, заклинание или триггерную систему, убедитесь, что она действительно нужна и что ее невозможно реализовать более простыми средствами.

3. Изменить неизменное: если какое-то свойство предмета или явления кажется вам совершенно неизменным,- возьмите и измените.

— Все статуи не живые. Если же предположить существование ожившей статуи, то получаем идеи юнитов вроде гаргойл и сфинкс.

— Трупы не могут двигаться или думать. Если же предположить обратное, получаем идею расы нежить.

— Разумные и имеющие волю стихии дают идею элементалей.

— Ходящие деревья дают идею энтов.

4. Сделать искусственным то, что является естественным.

— В мире warcraft происхождение миров и рас связано с некоей загадочной расой Титанов.

— «Искусственная» земля — живая земля дает идею ларвы из старкрафта. В варкрафте реализована обратная идея – мертвая земля, на которой нежить чувствует себя более уютно.

5. Отделение функции от объекта: отделить от объекта одно из его главных свойств. Или наоборот — приписать данному объекту свойство совершенно другого объекта.

Многие параметры юнитов в редакторе объектов основаны на отделении функции от объекта. Например, способность атаки, защиты, потребляемой пищи и т.д. Эти параметры основаны на реальной способности людей драться, защищаться, есть и т.д. Из реальной жизни мы можем черпать (и, вообще говоря, черпаем) и другие функции, которые можно реализовать в игре.

6. Моделирование: представить, как будет существовать фантастический объект в реальном (или фантастическом) мире.

Об этом писал еще Толкин. Несложно придумать зеленое солнце, но сложнее придумать мир, в котором такое солнце будет естественным. Об этом стоит думать, когда вы придумываете новые миры и расы. Элементы мира должны быть связаны между собой и непротиворечивы.

Например, возвращаясь снова к фантастическим расам. Хоббиты, гномы, гоблины – это низкорослые народы. Значит, должны быть какие-то другие качества, которые позволяют им выжить в суровом мире. У хоббитов – это скрытность. У гномов – сила и выносливость. У гоблинов – изобретательность и технология.

7. Использовать поля: для объяснения сути какой-то фантастической или фэнтезийной технологии необходимо поле.

Понятие поле применено здесь в более широком смысле, чем в физике. Поле – это то, что позволяет объектам взаимодействовать. Если есть два объекта, то для совершения какого-то действия необходимо поле. Если есть объект и поле, то для совершения действия необходим другой объект.

В мире фэнтези есть универсальное поле – магия. При помощи магии можно объяснить практически все что угодно.

8. Использование известных физических законов и не до конца изученных явлений для создания фантастических ситуаций.

Это скорее актуально для фантастики, а не фэнтези. Но, к примеру, автор может придумать законы, которым подчиняется магия в придуманном им мире. Позаимствовать идеи законов и их суть можно из физики.

9. Аналогия: воздействовать на органы чувств второстепенным объектом, который вызывает определенные ассоциации. Эти ассоциации приводят к программированию восприятия главного объекта.

Это прием из искусства. Пример: когда что-то недоброе должно произойти, во время заставки включается зловещая музыка.

1. Метод разрешения противоречий:

Цель: избавиться от противоречивого свойства в объекте или системе.

Метод: 2 варианта:

А) Разделить противоречивые свойства в пространстве.

Б) Разделить противоречивые свойства во времени.

Пример. Нагляднее всего это можно показать на примере детективов. Например, инспектору известно, что человека А убил человека Б. Но есть свидетели, что во время убийства А находился в другом месте. Как решить это противоречие? Есть немало способов. Например, убийца мог ввести в заблуждение свидетелей, переведя часы, на которые они смотрели. Или подсунуть похожего на себя человека, а самому совершить убийство. Или совершить убийство заранее, а потом организовать какой-то инцидент, который заставит свидетелей считать, что Б в такое-то время был еще жив. И т.д.

2. Метод ИКР (идеальный конечный результат):

Цель: определить, какого рода способы нужно применять для решения определенной задачи и оценить эффективность того или иного способа.

Метод: выявить, какие параметры объекта наиболее важны в решении поставленной задачи. Сформулировать ИКР (идеальный конечный результат) – идеал, к которому нужно стремиться при решении.

Метод ИКР часто предваряет использование метода разрешения противоречий. Представил идеал – и начал к нему приближаться, избавляясь от противоречий.

Пример. Это метод полезен не столько для фантазирования, сколько для организации творческой работы. Идеальный конечный результат дает представление о цели работы и критериях, по которым эту работу нужно оценивать.

Метод: объединение систем, имеющих какую-то общую часть. Поскольку имеется общая часть, то получившаяся система более экономична, чем каждая из исходных систем по отдельности.

Пример. Пример из жизни. В начале второй мировой самолеты строили по принципу: корпус отдельно, броня отдельно. Только некоторое время спустя конструкторы додумались, что можно сразу же изготавливать корпус из брони, что позволило значительно облегчить самолеты и улучшить их летные характеристики.

4. Морфологический метод:

Цель: упорядоченный перебор вариантов решения той или иной задачи. Или фантазирование.

Метод: проводим анализ объекта или системы. Выделяем все важные свойства, которые могут иметь значения для достижения какой-то цели. По каждому параметру делаем шкалу с набором допустимых значений. Затем, последовательно рассматриваются все возможные комбинации решений с разными значениями в рамках выбранных шкал.

Метод можно использовать для поиска необычных комбинаций, которые не придут в голову в силу инертности мышления. Но этот метод имеет серьезные недостатки, т.к. при переборе слишком много ложных вариантов.

Пример. Для интереса я провел анализ различных вариантов заклинаний, которые можно создать на движке warcraft. У каждого заклинания я выделил ключевые свойства:

— эффект заклинания (повреждения, лечение, защита от магии и т.д.)

— знак – т.е. улучшаем ли мы параметры цели или ухудшаем. Или улучшаем одно, но ухудшаем другое.

— время эффекта (постоянный, временный, пассивный)

— количество целей (один, группа)

— цель (сам, друг, враг, земля)

— тип эффекта (магический или физический)

При помощи макроса я легко создал программу, которая сгенерировала все возможные варианты заклинаний. Вариантов получилось более 2700 штук. Хотя очень многие варианты оказались заведомо ложными. Например, сразу же можно выкинуть заклинания, которые дают положительные бонусы врагам и отрицательные союзникам. С другой стороны, среди множества вариантов наверняка окажутся такие, которые вряд ли придут в голову. Например: неудачливый критический удар (шанс нанести меньше повреждений), материализовать дух; переместиться в какое-то место на время (сделал диверсию – отправился обратно) и др.

Замечу также, что получившийся список не окончательный. Можно добавить и другие параметры. Например, наличие автокаста. Или добавить другие эффекты.

Также список учитывает заклинания прямого действия, но не учитывает более сложные многоступенчатые заклинания. Например, такое: юнит сначала перемещается к врагу, затем бьет, затем отлетает в неизвестном направлении. Тут задействовано как минимум 2 эффекта – перемещение (дважды) и повреждение. Такие заклинания можно придумывать применяя прием объединения между более простыми заклинаниями.

В конце статьи прикреплен файл analiz.zip. Внутри находится файл формата MS Excel с проведенным морфологическим анализом.

5. Мозговой штурм:

Цель: быстрый коллективный поиск решения творческой задачи.

Метод: проводится в 2 этапа.

1. Энтузиасты предлагают любые даже самые фантастические варианты решения задачи. Критика запрещена.

2. Критики смотрят варианты и оценивают каждый их них с точки зрения здравого смысла.

Цель: поиск решения творческой задачи.

Метод: представить себя на месте объекта.

Пример. Практически каждый сюжетник этим пользуется. Представить себя на месте персонажа. Что бы ты стал делать на его месте? Но метод предполагает и более широкое применение. Например, можно представить себя в роли какого-то заклинателя ил даже заклинания.

7. Диверсионный метод:

Цель: разрешение противоречий в технических системах.

Метод: если нужно избавиться от вредного фактора (особенно – неизвестно), начнем решать задачу с другого края. Т.е. будем думать над тем, что сделать, чтобы усилить вредный фактор.

Пример. Иногда задачи гораздо быстрее и изящнее решаются с другого конца. К примеру, можно поразмышлять на тем, что нужно сделать, чтобы испортить впечатления от своей карты. Или подумать, как сделать, чтобы ваше триггерное заклинание стало вконец глючным.

8. Системы, подсистемы, надсистемы:

Цель: придумать новый фантастический объект или систему.

Метод: Если нужно придумать фантастический объект, можно не только применять к другому объекту непосредственно приемы фантазирования. Можно также перейти к подсистеме (отдельным частям объекта) или надсистеме (группа таких объектов в своей среде). Кроме того, можно рассматривать каждый элемент (система, подсистема, надсистема) в прошлом (как он развивался), настоящем и будущем. Это очень сильный прием, дающий широкие просторы для фантазирования.

Итого, получается 9 комбинаций:

5. система- настоящее

6. надсистема- настоящее

8. система- будущее

9. надсистема- будущее

Пример. Суть метода в том, что он позволяет ставить перед собой правильные вопросы. К примеру, мы придумываем капанию о морлоках, на что обратить внимание? Исходную скудную информацию можно почерпнуть из игры:

Человек-земноводное. Разумный. Использует кинжал (скорее всего, костяной) и щит, сделанный из раковины. Охотники способны использовать сеть. Проживают в хижинах из тростника на берегах рек.

Эта информация относится к пункту 5 – система настоящая и частично 4 – подсистема настоящая. Остается еще множество вопросов.

— Где, как и из чего возникли морлоки?

— Как выглядел морлок в далеком прошлом? Чем отличался от нынешнего морлока? Как охотился, где жил?

— Какими инструментами пользовался древний морлок? Как выглядело его жилище?

— Какой у морлоков был общественный строй? Как они уживаются друг с другом и другими расами?

— Поклонялись ли морлоки Богам?

— Приручали ли животных?

— Использовали ли магию?

— Что изменилось для морлоков с тех времен, когда они возникли?

— Как изменился их общественный строй и отношения с соседями?

— Как будет выглядеть морлок в далеком будущем? Какими инструментами/магией будет пользоваться морлок будущего? Как изменится общественный строй и отношения с соседями?

Вопрос – это еще не ответ. Но отвечая на поставленные вопросы появляется возможность проявить свою фантазию. Например, могу предположить, что со временем для морлоков все большее отношение будут иметь отношения с обитателями суши. Возможно, они захотят наладить торговые отношения с другими расами. Торговать дарами рек и морей. Или сами научатся их выращивать. Создадут запруды для рыбы, водорослей, моллюсков и т.д. Также, чтобы комфортнее чувствовать себя на поверхности, морлоки наверняка будут осваивать магию, которая позволит предсказывать погоду и управлять ею. И т.д.

Это интересно:  Зубной мост: как ставят. Что лучше: имплант или мост, отзывы

9. Метод ассоциаций:

Цель: придумать что-то новое.

Метод: выберите два произвольных класса объектов. К примеру, «животные» и «элементарные частицы». Каждый из этих объектов обладает своими уникальными свойствами, верно? Так вот, метод ассоциаций предлагает сделать простую вещь: пусть объекты обменяются своими свойствами. Для продуктивной работы фантазии нужно подбирать объекты, очень непохожие друг на друга.

Пример. Давайте придумаем какую-нибудь новую расу. Объединим свойства двух объектов: человек и кувшин. Какими свойствами обладает кувшин?

— сделан из глины

— способность хранить в себе жидкости

— если кувшин разбить, жидкость выльется

Нет, мы не будем делать человека из глины или делать его по форме напоминающей кувшин. Но последние два свойства можно весьма интересно использовать. К примеру, раса созданий с уникальной магической системой. В специальном месте каждое из этих созданий может наполнить себя энергией, которая делает его сильным и опасным. Затем создания идут воевать. Но энергия постепенно иссякает и им приходится возвращаться назад и снова заряжаться. Если же такое создание убить, то оставшаяся в нем энергия изливается в пространство, нанося вред всему живому.

10. Метод фокальных объектов:

Цель: создание нового.

Метод: Метод фокальных объектов — собрать, будто в фокусе, свойства сразу нескольких объектов и приписать их все какому-то одному объекту, выбранному заранее. По сути, это известный прием «объединения», дополненный не менее известным приемом «увеличения».

Методы развития воображения

1. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий»:

Цель: научиться находить противоречия в объектах или системах.

Метод: один человек говорит «А» хорошо потому что «Б». Следующий говорит: «Б» — плохо потому что «В». И т.д.

2. Придумать фантастическое растение, животное, явление:

Цель: научиться применять приемы фантазирования.

Метод: выполнить подобное задание. Попробуйте придумать такое животное, растение и явление, которое никому и никогда не придет в голову. Затем проанализируйте, какими приемами и методами вы пользовались для их создания

3. Анализ анекдотов, пословиц и поговорок:

Цель: научиться видеть, где применяются приемы и методы фантазирования в творчестве.

Метод: практически каждая пословица и поговорка основана на том или ином базовом приеме воображения. Анализируя их, учишься обнаруживать эти приемы.

В анекдотах полезно анализировать финальную часть (которая вызывает смех). Еще одно полезное задание на развитие творческих способностей – придумать анекдот самому.

4. Анализ сказок: отделение фантастичного от реального:

Цель: научиться видеть, где применяются приемы и методы фантазирования в творчестве.

Метод: берем сказку и отделяем в ней то, что может произойти реально от того, что является фантастическим. Получаются как бы 2 истории. Одна полностью фантастична. Другая полностью реальна.

5. Игра «что изменилось»:

Цель: развитие воображения, преодоление косности мышления.

Метод: человек загадывает какие-то невидимые изменения для объекта, а другие игроки должны задавая конкретные вопросы выяснить, что именно изменилось в объекте.

Толкование сновидений — психологические методы

История древних и примитивных народов содержит в себе множество примеров того, как интерпретация снов применялась при лечении людей и принятии жизненно важных решений. Подтверждения тому содержат культурные памятники ацтеков, древнего вавилонского государства, культы египетских жрецов; упоминание об этом можно найти в культуре Древней Греции и Древнего Рима, индийских и китайских манускриптах. Одними из самых ранних письменных «руководств» по объяснению снов были клинописные глиняные таблички древних ассирийцев. Толкованию сновидений придавалась немаловажная роль в христианстве во времена Фомы Аквинского (1225—1274). Поражает сила влияния сновидений на жизнь современных примитивных народов. Известна история о племени австралийских аборигенов, которые покинули родные места после того, как старейшине приснился сон о сове, истолкованный им как предупреждение духов о скором нападении других племен.

Когда у китайского императора By Тинга (1324—1266 до н.э.) умер его самый доверенный советник, император совершил священный ритуал погружения в сон, во время которого спросил Всевышнего, кто должен заменить советника. Во сне By Тингу явилось лицо человека. Не найдя его среди своих приближенных, он отправил гонцов с изображением приснившегося ему лица во все концы Поднебесной империи. Через какое-то время в столицу привезли человека, обычного пахаря из удаленной провинции, который походил на образ, явившийся императору во сне, как две капли воды, и By Тинг назначил его первым министром империи. С тех пор прошло более 3000 лет, а ритуалы получения совета или решения особо важных вопросов через сновидения до сих пор применяются многими людьми в Индии, Греции, Ливане и некоторых африканских странах.

Сновидения в науке и искусстве

История полна фактами того, как сны приводили к великим научным и техническим открытиям или как под воздействием снов создавались шедевры мировой культуры. Элиас Хоу, изобретатель швейной машинки, долгое время не мог представить себе, какую форму должна иметь машинная игла, пока однажды ему не приснился кошмарный сон. После пробуждения изобретатель вспомнил, что копья, используемые против него враждебными соплеменниками в его ночном кошмаре, имели отверстие возле самого острия — и игла для швейной машинки получила свою современную форму. Химик Фридрих Кекуле долгие годы пытался понять структуру бензольного кольца, пока не увидел его в своем сне в виде кольца атомов углерода с обобществленными электронами — эхо открытие сделало революцию в органической химии (Великий русский химик Д. И. Менделеев увидел во сне структуру периодической системы химических элементов.).

Сон помог нобелевскому лауреату Нильсу Бору понять, что электроны должны двигаться в атоме вокруг ядра по определенным путям, названным впоследствии орбиталями. Другой нобелевский лауреат, Отто Лоуи, во сне предположил, что для передачи информации в мозг и обратно нервная система использует специальные химические вещества. Наконец, великий Эйнштейн был уверен, что всю его работу по созданию теории относительности предсказал сон его юности, во время которого маленький Альберт несся на санях все быстрее и быстрее до тех пор, пока звезды не слились в великолепный массив необычайных структур и цветов.

Сэмюэль Тэйлор Кольридж создал свою знаменитую поэму «Кубла Кан», описывая череду необычных видений, пришедших ему во время сна. Итальянский композитор Джузеппе Тартини написал «Трель Дьявола», услышав ее во сне, в котором он продал свою душу дьяволу в обмен на скрипичную пьесу. Роберт Стивенсон часто брал для приключенческих историй сюжеты из своих снов, которые порой развивались на протяжении нескольких ночей. Именно так была написана «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда». Известно, что художник Франсиско Гойя часто видел ночные кошмары и многие его картины были основаны на них.

Исследования науки в области сна открыли нам много нового об этом необычном состоянии сознания, оставив нерешенными, к сожалению, множество важных вопросов. В частности, замечено, что большинство всех снов сопровождается быстрыми движениями глаз и полной неподвижностью тела. В большинстве снов помимо спящего присутствует еще одно действующее лицо. Снам присущи самые экзотические и причудливые ситуации, а рутинная деятельность и обычная работа для них не характерны. Наиболее часто сновидения содержат опасные и тревожные ситуации, акты агрессии и другие тяжелые эмоции; сны, в которых мы переживаем успех, получаем помощь или испытываем приятные ощущения, нам практически не снятся. Вообще говоря, для наших снов опасение, беспокойство, гнев или печаль гораздо более привычны, чем любые счастливые эмоции. Однако и крайне тяжелые эмоциональные события, такие, как жестокое насилие, в сновидениях не характерны.

Исследования науки в области сна открыли нам много нового об этом необычном состоянии сознания, оставив нерешенными, к сожалению, множество важных вопросов

Ночные кошмары

Одинаковы ли у всех шансы столкнуться в сновидениях с леденящими душу кошмарами? Скорее, нет. В дошкольном возрасте кошмары — обычное явление, чуть меньше они мучают нас в школьном возрасте, а старшие подростки и студенты колледжей обычно видят не больше одного-двух страшных снов в месяц. В общем, можно сказать, что их частота уменьшается в зрелом возрасте и стабилизируется к сорока годам. По некоторым статистическим опросам, в США около 30% школьников, 15% студентов колледжей и 5% взрослых мучаются регулярным кошмарами, которые могут быть связаны с травмами, психическими болезнями, применением некоторых лекарств и наркотиков. Практически всегда ночными ужасами сопровождаются депрессии, состояния хронической тревоги или стрессы. Есть и еще одно свойство кошмаров: они с завидной аккуратностью посещают чувствительных или работающих в эмоциональной сфере людей; художников, музыкантов, преподавателей. Опыт показывает, что тщательное изучение собственных снов может помочь снять многие личностные проблемы, что, в свою очередь, спасет и от ночных кошмаров.

Психологический подход к значению сновидений

О значении снов можно поспорить. Зигмунд Фрейд уверял, что сны — это «королевский путь к бессознательному». Прямой противоположностью этому является мнение тех, кто полагает, что сны — ни что иное, как созданные мозгом под действием электрических биотоков бессмысленные произвольные образы. Другие исследователи полагают, что сны — результат создания в процессе мозговой деятельности новых связей и ячеек памяти. По мнению третьих, сны — это необходимый для обновления функций мозга биологический инструмент, который очищает переполненные информацией мозговые структуры.

Исследования науки в области сна открыли нам много нового об этом необычном состоянии сознания, оставив нерешенными, к сожалению, множество важных вопросов

Что же касается психологов, то на фоне этого множества самых разных теорий им остается только твердо верить в то, что сны несут важную символическую информацию о внутренних конфликтах человека, информацию, которая сможет помочь решить личностные проблемы их клиентов. Независимо от того, какие физиологические процессы в нашем мозге сопровождают сновидения, сны — кладезь бесценных подсказок для плодотворной работы над собой, особенно если мы используем их искренне и честно.

Из сказанного в начале статьи становится понятно, что в мировой культуре существовали и существуют множество методов интерпретации сна. Большинство современных психологов предпочитает достаточно гибкий подход, который позволяет клиентам находить в своем, сне его собственный смысл. Эта гибкость в толковании сновидений соединила в себе взгляды отца психоанализа Зигмунда Фрейда и основателя гештальт-терапии Фритца Перлза.

Для того чтобы начать работать со снами, необходимо научиться их запоминать. Как только вы проснулись, немедленно запишите свой сон. Если вы этого не сделаете, то очень скоро забудете множество подробностей. Даже минутный разговор повлияет на вашу способность вспомнить мелкие детали. Обязательно держите у постели мини-магнитофон или просто блокнот с ручкой и после пробуждения без промедления воспользуйтесь ими для того, чтобы записать свое сновидение максимально подробно. Чтобы не нарушать покой окружающих, вы можете попробовать писать основные впечатления от ваших снов вслепую в темноте, а позже дополнить общую канву. Делайте запись в настоящем времени, так вы сохраните свежесть и силу ощущений при дальнейшей работе с нею. Например, пишите «я падаю…», а не «я падал…».

По мнению многих психологов, повторяющиеся сны — это повторные сообщения внутреннего «я» о скрытой личностной проблеме, которая сохраняется, потому что человек не может ее распознать или противостоит необходимым изменениям. Большинство специалистов также полагают, что необычайно красивые или эмоциональные сны (переживание ощущения счастья, разочарования и т.д.) могут иметь в себе особенно важные для вас сообщения. Но даже если вы не смогли найти в снах символов, содержащих важную информацию, тем не менее их сюжеты и содержание могут быть весьма интересными для вашего внутреннего исследования.

Как научиться толковать сны

Начните вашу работу с любого сна, ищите подобия между событиями, персонажами, чувствами или манерой поведения во сне и в реальной жизни. Рассмотрите по очереди каждый из этих аспектов. Какие конфликты вы переживаете во сне? Напоминают ли они вам подобные ситуации из вашего прошлого или настоящего? Например, яростное нападение на вас во сне могло отображать в символической форме злобную клевету, о существовании которой вы случайно узнали. Находите ли вы соответствующую ситуацию для каждого события сна? Какие чувства вы переживаете во сне? Попробуйте провести параллель с тем, что вы пережили в прошлом или переживаете в настоящем.

Встречая во сне персонажи из реальной жизни, в принципе вы можете предположить, что действия этого персонажа во сне могут дать информацию о реальных взаимоотношениях с этим человеком. Например, если во сне друг лжет вам или любимый человек наносит вам какую-то рану, это может быть проявлением подавляемого в жизни ощущения, что в реальной жизни эти люди бывают с вами неискренними или охладели к вам. Такая интерпретация может быть правильной, поскольку во сне из подсознания к нам пробиваются сигналы о том, чего мы не осознаем во время бодрствования или не хотим осознавать. Только ни в коем случае не стоит начинать «охоту на ведьм». Многие персонажи ваших сновидений могут служить отображением каких-то других людей или быть инструментом, через который передается информация о вас самих. Задайте себе вопрос, все ли приснившиеся вам образы вы можете идентифицировать с окружающими вас в реальной жизни людьми? Быть может, поведение какого-нибудь персонажа напоминает вам черты собственной натуры? Похожи ли модели поведения, встречающиеся у персонажей сна на то, что присуще в жизни вам или другим людям? Ниже мы приведем пример, в котором конкретный персонаж из сна отображал в символической форме другого реально существовавшего человека. Один мужчина, находясь вдали от родного города, узнал, что на родине внезапно умер его близкий друг. Вскоре мужчине приснился сон, в котором умирает его самый лучший друг юношеских лет. Этот персонаж конечно же символизировал умершего в действительности человека. Во сне мужчина плакал и скорбел в кругу семьи покойного, особенно близко ощущая их боль. Однако умерший в реальной жизни не имел семьи. Описанный сон дал возможность мужчине ощутить единение в своих горестных чувствах с близкими ему людьми, чего он был лишен в чужом городе.

Это интересно:  Запеченная треска с помидорами: низкокалорийный ужин!

Встречая во сне персонажи из реальной жизни, в принципе вы можете предположить, что действия этого персонажа во сне могут дать информацию о реальных взаимоотношениях с этим человеком

Сновидения часто связаны с недавно произошедшими событиями. Увиденный нами на ночь фильм ужасов практически неизбежно повторяется во сне в виде кошмара. Сон также может быть связан с событиями прошедшего дня или вечера. Эмоции сна могут быть «параллельны» эмоциям вашей недавней жизни, и сохраняя в памяти события дня, вам будет легче анализировать свой сон. Такими событиями могут быть жаркие споры или тревожные дневные переживания, стычки с начальством и т.д.

Большинство сновидений обычно не содержит ясной и конкретной связи с реальными событиями. Гораздо чаще вам придется расшифровывать значение приснившихся образов, как бы воссоздавая утерянный язык. Сны часто имеют несколько уровней значения. Один символ, элемент или часть сна могут символизировать две различные идеи или двух различных людей в различных интерпретациях одного сновидения. Вернемся к описанному выше сну. Как отмечено выше, оплакивание покойного в кругу семьи отобразило в символической форме участие мужчины вместе с друзьями в совместной панихиде, которая была им пропущена. Но вспомним, что этот человек также чувствовал во сне особенно глубокое сопереживание, незнакомое ему в настоящей жизни. Сон как бы напоминал мужчине о его замкнутости и потере способности выражать любовь и открывать свои чувства близким ему людям, не дожидаясь какого-либо несчастья. Таковы в нашем примере два уровня интерпретации совместной панихиды.

Толкование снов с помощью метода свободных ассоциаций

Исследуйте ваши сны с помощью свободных ассоциаций. Этот метод достаточно прост. Вы представляете какой-либо элемент сна и позволяете вашим мыслям и чувствам свободно перетекать на другие идеи или чувства, появившиеся ассоциативно. Свободные ассоциации на основе элемента сна часто приводят вас к его значению. Например, одной женщине приснилось, что она ищет и никак не может найти дворец, который она уже видела однажды. Свободные ассоциации к образу дворца выстроились в следующий ряд: прекрасное место, заполненное художественными шедеврами, место для моей души, заполненное красотой и любовью, Майклом. Женщина смогла понять, что дворец отобразил в символической форме ее покойного супруга. После этого она сделала вывод, что сон символически изображает ее тщетные попытки найти нового мужа.

Значение сна можно найти, составляя перечень характерных особенностей его элементов и пытаясь понять, кого или что напоминают эти особенности. Одному человеку приснился сон, в котором он ел персик с лицом котенка и нежной персиковой кожей. Котенок улыбался и был весьма счастлив, что его ели. Был составлен перечень особенностей котенка: независимый, мягкий, теплый, игривый и умный. Другой список содержал характеристики персика: влажный, сочный, терпкий, мягкий, округлый и восхитительный. Сложенные вместе, эти два списка напомнили ему о подруге, которую и символизировало столь романтическое объединение котенка и персика.

Значение сна можно найти, составляя перечень характерных особенностей его элементов и пытаясь понять, кого или что напоминают эти особенности

Итак, вы смогли определить основной предмет вашего сновидения, подобрав для некоторых элементов вашего сна подобия из реальной жизни и расшифровав другие элементы методом свободных ассоциаций или с помощью списков особенностей. Изучение оставшихся деталей этими же методами поможет дополнить понимание основных конфликтов, чувств и идей новыми аспектами. В сновидении, в котором женщина безуспешно пыталась найти дворец, присутствовали различные эпизоды, которые были также исследованы методом свободных ассоциаций. Один, на первый взгляд незначительный, сегмент сна изображал владельца ее дома, который красил один из стульев белой краской, помогая ей сделать квартиру светлее и чище. Во сне женщина остановила его и вытерла еще влажную краску со стула, поскольку предпочла естественный древесный цвет. Припомнив во время анализа, что этот стул дал Рон, ее старый друг, она пришла к выводу, что стул символизирует Рона, с которым она уже давно встречается. Попытка домовладельца сделать ее квартиру светлее напомнила женщине, что Рон действительно делал ее жизнь более светлой и менее одинокой, но его образ жизни ее совсем не удовлетворял, что и символизировала недопустимая белая расцветка стула. Размышляя над всем этим, женщина пришла к выводу, что должна ясно определить свои отношения с Роном как дружбу, а не как любовную связь. Удаление белой краски со стула символизировало удаление из их отношений романтического начала.

Метод диалога в толковании снов

В исследовании ваших снов может помочь и метод диалога, подробно описанный в статье «Диалог ка ролевая игра». Вы можете спросить элемент сна, кого или что он отображает в символической форме, почему это происходит, почему это происходит именно так и т.д. Вы можете обратиться ко всему сновидению, спросив, о чем оно хочет сказать и какие изменения в себе требует от вас совершить. Задавайте вопросы чувствам из своих снов, позвольте двум персонажам или образам поспорить и обсудить друг с другом возникшие конфликты. Попросите выговориться те части вашего тела, которые активно действовали во сне, поговорите с напряжением, которое испытывали во время сна. Идентифицируя себя во время диалога с каким-нибудь элементом сна, используйте местоимение «я» и настоящее время. Представьте, что могли бы чувствовать или думать различные элементы вашего сна, и вообразите спор между ними. Будьте наивны и экспериментируйте! Преувеличивайте взгляды или эмоции сторон, замеченные во время диалога. Напоминают ли они вам ваши чувства, взгляды и эмоции? Если это так, вступите в диалог с вашими собственными чертами характера для того, чтобы исследовать существующий конфликт. Экспериментируйте с противоположными проявлениями ваших чувств и эмоций. Быть может, вы найдете эти противоположности где-то в глубине вашего «я»? Всякий раз, когда диалог напоминает вам о любом другом чувстве, затруднении, ситуации или человеке в вашем прошлом или настоящем, вы можете переключиться на новый диалог. Такие диалоги по поводу одного сна могут длиться в течение нескольких часов.

Идентифицируя себя во время диалога с каким-нибудь элементом сна, используйте местоимение «я» и настоящее время. Представьте, что могли бы чувствовать или думать различные элементы вашего сна, и вообразите спор между ними

Будет лучше всего, если в работе со сновидениями вы испробуете все перечисленные выше методы. Не бойтесь переходить с одного метода на другой, когда вы чувствуете в этом необходимость. Если одна методика не помогает, обязательно попробуйте другие. Постоянно работая со своими снами, вы приобретете полезный опыт, который значительно облегчит толкование сновидений в дальнейшем. Несколько снов подряд могут содержать различные аспекты вашей проблемы, поэтому работа с серией снов поможет вам более полно представить ситуацию. Не стремитесь искусственно сокращать продолжительность работы с особенно интересным сновидением, если в этом нет серьезной необходимости. Как уже говорилось, оно может содержать много уровней интерпретации, и, изучая один сон, вы будете исследовать одновременно несколько личностных проблем.

Вы и только вы являетесь последней инстанцией, определяющей, насколько правильно или полезно данное вами толкование. Правильная интерпретация сновидения несет понимание и успокоение, кажется соответствующей реальной жизни, значимой, полезной и живой. Неверная интерпретация кажется сомнительной и мертвой, вызывает ощущение скуки и полной бессмыслицы. Если ваша работа над сновидениями идет тяжело или оканчивается неудачей, вероятно, ваше умение интерпретации пока не слишком велико. Однако это может быть и следствием того, что вы столкнулись с одной из ваших самых сложных проблем.

Сны могут непосредственно отражать наше индивидуальное состояние. Например, студентам колледжа, стремящимся достичь высоких ученых степеней может сниться подготовка к будущему экзамену, а сексуально неразборчивые люди могут видеть во сне сексуальные сцены. Однако сновидения являются еще и компенсацией тех сторон жизни или вещей, которые отсутствуют или подавлены в реальной жизни. Сцены секса свойственно видеть во сне и людям, страдающим от недостатка сексуальных отношений. У застенчивых людей, которые в жизни принуждают себя постоянно быть любезными, сновидения могут содержать неординарные поступки или акты агрессии. Достаточно легко понять, когда сны явно отражают наше собственное состояние, но большинству людей достаточно трудно осуществить распознавание, если сны отображают скрытые импульсы. Рассмотрите оба возможных варианта. Спросите себя, существует ли в вашем поведении то, что вы можете не замечать или не желаете замечать. Если ваш ответ будет утвердительным, попробуйте ответить себе, что это за стороны вашей личности, и постарайтесь найти способ вернуть их в вашу жизнь социально приемлемыми способами.

Правильная интерпретация сновидения несет понимание и успокоение, кажется соответствующей реальной жизни, значимой, полезной и живой. Неверная интерпретация кажется сомнительной и мертвой, вызывает ощущение скуки и полной бессмыслицы

Подмечено несколько характерных особенностей символизма сновидений. Так, сны о людях, которых мы не знаем или знаем недостаточно хорошо, а также образы из прошлого, которые мы не можем удерживать долго, обычно символически отображают различные стороны нашей личности, других людей из реальной жизни, незнакомцев, властные фигуры, определенные образы жизни или принципы. Сны о тех, с кем мы были очень близки много лет назад отображают в символической форме те части нашего «я», которые напоминают этих людей из прошлого. Приснившихся нам незнакомых детей часто можно интерпретировать как игривые или шаловливые стороны нашей личности, стороны, растущие или нуждающиеся в развитии, а также те наши внутренние конфликты, которые остались в нас неизжитыми с детских лет. Сны об умерших или о людях из прошлого иногда идентифицируют незаконченные чувства или проблемы, с которыми необходимо работать. При работе с прошлым вам могут помочь рекомендации в статье «Освобождение от прошлого».

Большинство животных, являющихся нам в снах, символично, за исключением тех животных, которые играют важную роль в нашей повседневной жизни. Здания и комнаты в снах часто символически отображают мир наших мыслей, нашу индивидуальность, брачные или межличностные отношения. Движение транспортных средств (автомобилей, грузовиков, поездов и т.д.) обычно символизирует цели, к которым устремлена ваша жизненная активность, а также направления, по которым развиваются ваши взаимоотношения с людьми. Проблемы в таких снах (потеря управляемости автомобилем, железнодорожная катастрофа) могут указывать на затруднения, которые вы испытываете в своем поведении, выражении чувств, в отношениях или на пути к достижению своей цели.

Сны об умерших или о людях из прошлого иногда идентифицируют незаконченные чувства или проблемы, с которыми необходимо работать

У вас может появиться желание что-нибудь нарисовать на основе приснившихся образов. Вы также можете придумать окончание прерванному сновидению, лучше всего, если это будут произвольные свободные ассоциации. Работайте с созданными вами рисунками и окончаниями снов точно так же, как вы работали бы с любым другим сном. Время от времени делайте обзор всех ваших снов. Ищите предметы, чувства или конфликты, которые присутствуют в снах неоднократно. Составление списков символических значений из различных снов может помочь вам проследить за развитием каждого символа. Посвятите одну страницу каждому важному символу или действию в ваших снах. Всякий раз, встречая отмеченный символ или действие во сне, добавьте к уже существующему его описанию очередное примечание, включающее дату записи и вновь определенное вами значение символа.

Начните создавать группу единомышленников, желающих изучать и толковать сновидения. Для этого вам совсем не обязательно искать психолога-профессионала. Очень многие подобные группы создаются и работают самостоятельно. Информацию, которая поможет вам в создании таких групп, можно найти в местных общественных библиотеках или библиотеках институтов и университетов. Лучше всего ограничить число участников группы до пяти — десяти человек и установить место и время, чтобы встречаться регулярно. Во время встречи участники по очереди должны описывать и анализировать собственные сны. После каждого выступления другие члены группы могут делиться вариантами толкования и высказывать свои предположения.

Статья написана по материалам сайтов: satway.ru, writercenter.ru, 5psy.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий