Важность витаминов в питании детей

Витамины играют огромную роль во всех процессах жизнедеятельности организма. Они регулируют обмен веществ, участвуют в образовании фрагментов и гормонов, в окислительных реакциях, повышают сопротивляемость организма к различным заболеваниям, к воздействию токсинов, радионуклеидов, низких или высоких температур и к другим вредным факторам окружающей среды.

Витамины практически не синтезируются в организме. Только некоторые из витаминов группы В в небольшом количестве образуются в кишечнике в результате жизнедеятельности существующих там микроорганизмов. И еще витамин Д синтезируется в коже человека под воздействием солнечных лучей. Основными же источниками витаминов являются различные продукты питания.

Особенно важно достаточное поступление витаминов в организм в период дошкольного возраста, отличающийся интенсивным развитием и формированием различных органов и систем, напряженностью обменных процессов, совершенствованием структуры и функций центральной нервной системы.

Обычно детям не хватает витамина С, группы В, а также витамина А и бетакаротина. Это отрицательно сказывается на состоянии здоровья детей, отмечаются повышенная утомляемость, вялость, замедление темпов физического развития, ослабление иммунологической защиты, что приводит к росту заболеваемости, затяжному течению патологических процессов. Гиповитаминозы усугубляются при наличии у детей различной хронической патологии, особенно со стороны органов пищеварения.

Чаще всего гиповитаминозы развиваются в результате нарушений в организме питания – при недостаточном включении в рацион свежих овощей и фруктов, молочных продуктов, мяса, рыбы.

В целях профилактики в рационы детей необходимо регулярно включать достаточное количество продуктов, являющихся основными источниками витаминов. Так, главными источниками витамина С являются различные овощи, фрукты, ягоды, зелень, а также картофель. К сожалению, в процессе хранения содержание витамина С в продуктах заметно снижается, например в картофеле. Лучше сохраняется витамин С в кислой среде (квашеная капуста), а также в консервированных продуктах, хранящихся без доступа воздуха (соленые овощи, зелень).

Витамин В1 (тиамин) имеет большое значение для нормального функционирования пищеварительной и центральной нервной систем, принимает активное участие в процессах обмена веществ. При его недостатке в организме отмечается повышенная утомляемость, мышечная слабость, раздражительность, снижение аппетита. Отмечено, что дефицит витамина В1 развивается в результате недостаточного содержания в рационе растительных масел, являющихся основными источниками полиненасыщенных жирных кислот.

Витамин В2 (рибофлавин) играет большую роль в углеводном и белковом обмене, способствует выработке энергии в организме, обеспечивает нормальное функционирование центральной нервной системы, способствует лучшему усвоению пищи, поддерживает в норме состояние кожи и слизистых оболочек. При недостатке этого витамина отмечается падение массы тела, развивается слабость, кожа становится сухой, в углах рта появляются трещины и корочки («заеды»). При выраженном дефиците витамина В2 может развиваться воспаление слизистой оболочки глаз (конъюктивит) и полости рта (стоматит).

Основными источниками витамина В2 являются молочные продукты, мясо, субпродукты, яйца, пивные и пекарские дрожжи.

Витамин А (ретинол) необходим для поддержания нормального зрения, процессов роста, хорошего состояния кожных покровов и слизистых оболочек. Он принимает непосредственное участие в образовании в сетчатке глаз зрительного пурпура – особого светочувствительного вещества. Определенную роль витамин А играет в выработке иммунитета.

При дефиците данного витамина в первую очередь снижается острота зрения в сумерках, развивается так называемая «куриная слепота»; у детей отмечаются задержки роста, снижение сопротивляемости к инфекционным заболеваниям.

Наиболее богаты витамином А рыбий жир, сливочное масло, субпродукты, яичный желток, сыр. В растительных продуктах содержится каротин, из которого вырабатывается витамин А. Каротином богаты зеленые части растений, а также овощи и фрукты оранжевой и красной окраски.

44.Роль витаминов в детском питании и их основные источники.

Витамины — биологически активные вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. Они способствуют правильному обмену веществ, повышают работоспособность, выносливость, устойчивость к инфекциям. Они не синтезируются в организме и поступают только с пищей. Витамины очень нестойки и разрушаются во время варки продуктов.

Полноценное и правильное питание – залог хорошего здоровья, правильного роста и развития детей. Чтобы это достичь детский организм должен регулярно получать в нужном объеме все необходимые витамины и минеральные вещества.

Детский организм чувствителен к недостатку витаминов — он растет, развивается, обмен веществ происходит в нем особенно энергично. Витамины защищают от болезней и воздействия факторов внешней среды, повышают выносливость ребенка, необходимы для надежного обеспечения всех жизненных функций.

Недостаточное потребление витаминов в детском возрасте самым отрицательным образом сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии, заболеваемости, способствует возникновению обменных нарушений, хронических заболеваний и в конечном итоге препятствует формированию здорового поколения. Дефицит витаминов снижает активность иммунной системы, повышает частоту и усиливает тяжесть респираторных и желудочно-кишечных заболеваний.

45.Роль минеральных веществ в детском питании и их основные источники.

Значение минеральных солей для организма очень велико, так как они не только участвуют в образовании костной ткани, но и являются регуляторами важнейших процессов обмена на клеточном уровне. Они принимают участие в регуляции щелочно-кислотного равновесия, поддерживая на определенном уровне осмотическое давление крови и других биологических жидкостей, а также рН крови и клеток тканей, оказывают влияние на проницаемость клеточных мембран, усиливают или подавляют активность многих ферментных систем.

В зависимости от количеств минеральных элементов, которые нужны для достаточного обеспечения всех жизненноважных процессов в организме, минеральные соли принято делить на макроэлементы и микроэлементы. К макроэлементам относятся кальций, фосфор, калий, натрий, магний и др. Потребность организма в них выражается в граммах и милиграммах. К микроэлементам относятся кобальт, медь, йод, цинк, марганец, фтор и др. Потребность в них исчисляется в долях миллиграмма или в гаммах. Железо занимает промежуточное положение между макро- и микроэлементами.

Недостаточное поступление солей с пищей или значительная потеря их при некоторых заболеваниях могут быть причиной тяжелого состояния и гибели детей. Недостаток или избыток микроэлементов в пище приводит к тяжелым нарушениям в организме.

Для нормального роста и осуществления процессов жизнедеятельности организма необходимо поступление с пищей соответствующих количеств минеральных элементов, причем в строго определенных соотношениях. Дети в связи с их интенсивным ростом нуждаются в относительно большем количестве кальция и фосфора, чем взрослые.

Роль кальция в организме многообразна. Основная часть его (97%) находится в костях, и только 3% принимает участие в остальных процессах в организме. Кальций уплотняет стенки кровеносных сосудов, поддерживает тонус нервной системы, является активатором свертывающей системы крови и многих клеточных ферментов, усиливает диурез. Потребность в кальции высокая в течение всего периода роста ребенка, особенно в раннем возрасте. В первый год жизни она составляет около 1 г в сутки.

Самыми ценными источниками кальция являются молоко и молочные продукты — творог, сыр. В них кальций находится в легкоусвояемой форме. Много его содержится также в цветной и качанной капусте, моркови, орехах, отчасти в бобовых — фасоли и горохе.

Пищевой рацион с повышенным содержанием мучных и крупяных изделий не удовлетворяет потребность организма в кальции. В этих продуктах он находится в значительном количестве, но в плохо растворимых соединениях с другими веществами, вследствие чего плохо усваивается.

Фосфор откладывается в костях и зубах, он входит в состав клеточных ферментов, определяя их активность, является носителем потенциальной энергии в составе аденозинтрифосфорной кислоты (АТФ) и креатин-фосфата, играет важную роль в осуществлении функции мышечной и нервной систем. Оптимальное усвоение фосфора наблюдается при соотношении его с кальцием в пище (в суточном рационе) 1 : 1,3(1,5). Таким образом, дети раннего возраста должны получать не менее 1,3— 1,5 г фосфора в сутки. Полноценными источниками фосфора являются молоко, молочные продукты, мясо, рыба, печень, мозги, икра, желток куриного яйца. Фосфор находится также в муке, хлебе, крупах, фасоли, но в форме фитина, который плохо усваивается. Достаточно много фосфора содержится в черносливе, орехах и во многих овощах.

Это интересно:  Белковая пища, содержание белков в продуктах, продукты содержащие протеины. Содержание белков в курином мясе, сыре, яйцах, хлебе

Натрий и калий играют важную роль в поддержании осмотического давления и регуляции водно-солевого обмена. Продукты растительного происхождения богаты калием, особенно много его в капусте, моркови, картофеле, изюме. Натрий содержится в продуктах в небольшом количестве, и поэтому его добавляют в пищу в виде поваренной соли.

Потребность в калии у детей младшего возраста составляет 2—2,5 г в сутки. При искусственном вскармливании дети в первые месяцы жизни получают несколько больше натрия и калия, чем при естественном, так как в коровьем и особенно в ионитном молоке содержание этих минералов выше, чем в женском молоке.

При вскармливании женским молоком дети в первые мееяцы жизни получают в среднем в сутки 0,135 г натрия, 0,450 г калия; при вскармливании коровьим молоком — 0,350 г натрия, 1,270 г калия; при ионитном молоке — 0,404 г натрия, 1,599 г калия.

Таким образом, при вскармливании продуктами из коровьего молока в организм ребенка калий поступает в большем количестве, чем при естественном, но все же в меньшем, чем указанная норма. Умеренно повышенное содержание калия в искусственных молочных смесях оказывает положительное влияние на усвоение белка.

Соли натрия и калия тесно связаны с водным обменом. Натрий увеличивает способность тканевых белков связывать воду, калий уменьшает ее.

Железо необходимо для кроветворения. Входя в состав гемоглобина, оно принимает участие в окислительных процессах. Потребность в железе у детей раннего возраста составляет 7—8 мг в сутки.

В женском молоке содержится от 0,2 до 0,8 мг% железа, в коровьем — в 2—3 раза меньше. Наилучшими источниками железа являются шпинат, овсяная крупа, толокно, печень, мясо, куриное яйцо. Железо содержится также в хлебе, гречневой и манной крупе, в рисе, свекле, помидорах, тыкве, салате, черносливе и др.

Важную роль в процессах кроветворения играют микроэлементы — кобальт и медь. Кобальт посту пает в организм с молоком и другими продуктами животного происхождения, а также с растительной пищей. В женском молоке содержится 0,8—0,4 у% кобальта. Много его находится в гречневой крупе, редисе, луке, свекле и в продуктах животного происхождения — печени, почках, яйцах, рыбе. Правильно составленный рацион, содержащий указанные продукты, полностью удовлетворяет потребность организма ребенка в кобальте.

Медь в большом количестве находится в печени, рыбе, желтках, орехах, овощах, зерновых и бобовых растениях. В женском молоке содержится 0,5 мг% меди, в коровьем — примерно в 2—3 раза меньше. Потребность в меди у детей раннего возраста составляет 1—2 мг в сутки.

При рациональном, правильно сбалансированном питании, соответствующем возрасту детей, потребность организма в минеральных соединениях полностью обеспечивается. Коровье молоко и продукты его переработки содержат в достаточном количестве все макроэлементы и в то же время бедны важнейшими микроэлементами. В женском молоке мало минеральных солей, но соотношение их между собой и с другими пищевыми веществами оптимальное, при котором усвоение всех питательных веществ, в том числе солей, очень высокое. Однако, если мать питается нерегулярно и ее рацион беден овощами и фруктами, содержание в грудном молоке важнейших минеральных соединений может оказаться недостаточным.

Поэтому всем детям начиная с 1—1,5 месячного возраста необходимы фруктовые, ягодные и овощные соки как дополнительный источник минеральных элементов и витаминов.

Консультация на тему:
Роль витаминов в питании детей.

Рассмтрены витамины, которые ежедневно нужно принимать для полноценого роста и развития ребёнка.

Предварительный просмотр:

Роль витаминов в питании детей.

Пища, в которой имеется достаточное количество белков, жиров, углеводов и минеральных веществ, не будет полноценной для ребёнка, если не содержит витамины. Потребность в витаминах особа велика. Недостаток в витаминах в период роста ребёнка может вызвать заболевание. У детей отмечается вялость, бледность, утомляемость, понижение аппетита.

Рассмотрим витамины, которые особенно необходимы для организма ребёнка.

Его называют витамином роста. Он принимает участие в обмене фосфора и способствует правильному формированию костей, поддерживает питание к ожи, слизистых оболочек, нормализирует деятельность поджелудочной железы, влияет на обмен жиров. Если этого витамина не достаточно в организме, начинаются кожные заболевания, страдает зрение, ослабляется иммунитет. Витамин А есть в зеленых овощах (петрушка, шпинат, ревень, укроп, салат), в печени, сливочном масле, рыбьем жире, яйцах. Каротин, который в организме превращается в витамин А, в большом количестве есть в моркови, зеленом луке, свежих томатах, облепихе.

Недостаток этого витамина приводит к рахиту, заболеванием костей, их неправильному росту и деформации. Витамин Д влияет на кальциево-фосфорный обмен в организме. Больше всего этого витамина в печени трески, икре, цельном молоке, сливочном масле, яичном желтке, рыбьем жире.

Второе название витамина – аскорбиновая кислота. Он регулирует кислотно-щелочной состав крови, активизирует пищеварительные ферменты и повышает аппетит. Этот витамин является незаменимым для укрепления иммунитета, поэтому цитрусовые и витамины в виде драже активно используются в период простуд и гриппа. Больше всего витамина С в киви, цитрусовых, черной смородине, шиповнике. Стоит учесть, что этот витамин при длительной термической обработке теряет свои свойства. Поэтому овощи и фрукты, богатые витамином С, лучше кушать свежими. Впрочем, тыква в питании ребенка , которая так же богата витамином С, полезна и в готовом виде!

Этот витамин принимает активное участие в синтезе белка, нормализует работу эндокринных желез, благотворно влияет на развитие мышц, питая ткани кислородом. Он содержится в растительных маслах, пророщенных злаках, говядине, рыбе, яйцах, молочных продуктах.

Способствует нормальной свертываемости крови. Этого витамина много в цветной капусте, томатах, курятине, говядине, зеленом горошке.

Еще одна группа витамином водорастворимые. К ней относятся витамины группы В (В1,В2, В6, В12). Витамин В1 регулирует углеводный обмен в организме. Если его не хватает, могут выпадать волосы, появится кожные заболевания. Он есть в гречке, овсянке, хлебе, картошке, яблоках, печени, почках, сердце, и икре. В2 нормализует зрение, участвует в обмене белков, жиров и углеводов. Его много в молоке, дрожжах, мясе. В6 синтезирует белок, необходимый для нормального развития нервной системы. Он попадает в организм с мясом и молоком. В12 влияет на процесс роста, участвуя в белковом и жировом обмене.

При правильном построенном питании можно обеспечить всеми необходимыми витаминами. Однако нужно помнить, что некоторые витамины при обработки и хранении разрушаются. Также хранения витаминизированных блюд не желательно.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая пятиминуткаТема: «Лес. Деревья».Упражнение «Подскажи словечко». Развитие слухового внимания , чувства ритма, элементарных математических представлений.Крот увидел два грибка.

Использование ИКТ в коррекционно-образовательном процессе в ДОУ в соответствии с ФГТ.

Закрепление у детей навыков ориентировки на листе бумаги, сравнения чисел.

Закрепление представления об образовании числа 6 и числа 5 друг из друга, навыков счета и отсчета предметов и в воспроизведения множеств, воспринятых на слух, сравнение двух п.

Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·.

Это интересно:  15 лучших продуктов для сжигания жира

Конспект встречи с родителями по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. «Встреча с интересными людьми», викторина, чаепитие.

Тема: «Дикие животные»Логопедическая пятиминутка1.. Упражнение «Кто за деревом?» Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Развитие связной .

Питание детей

  • Валеология
  • Выбор программы упражнений и ее реализация

Питание детей и подростков

Питание является основным фактором, определяющим жизнедеятельность организма ребенка, его нормальное развитие и состояние здоровья. Питание также формирует развитие интеллекта и центральной нервной системы. Правильное (рациональное) питание детей и подростков обеспечивает устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды.

Детский организм отличается от взрослого бурным развитием, ростом, высокими показателями окислительно-восстановительных процессов, положительным азотистым балансом, высокими энерготратами.

Для обеспечения таких функций организму необходимо постоянно получать пищевые вещества определенного количества и качества. Невыполнение этих условий ведет к отставанию роста и развития детей, к возникновению различных заболеваний.

При составлении рационального питания для детей и подростков следует руководствоваться «Физиологическими нормами потребностей в основных пищевых веществах, витаминах и минеральных веществах и энергии для детского населения», утвержденными в 1991 г.

Все особенности питания детей и подростков вызывают необходимость тщательного подбора пищевых продуктов, их соотношения, способов кулинарной обработки и т.д.

Физиологические потребности в основных пищевых веществах, витаминах, минеральных веществах, энергии для детей с одного года и подростков представлены в табл. 1.

Белки в питании детей

Белки, являясь основным пластическим строительным материалом, необходимы не только для возмещения белковых затрат, но и для формирования новых клеток для роста и развития. При недостатке белка в питании детей возникает азотистое равновесие (у ребенка должен быть положительный азотистый баланс), которое приводит к отставанию в физическом и психическом развитии, снижению защитных сил организма. Особую роль в питании детей приобретают белки животного происхождения, которые содержат полный набор незаменимых кислот. Среди них такие, как лизин, триптофан, метионин. При недостатке в рационе триптофана и лизина наблюдается отставание в росте, недостаточность лизина приводит к нарушению процессов костеобразования и кроветворения, при дефиците метионина изменяется углеводный обмен у детей.

Включение в рацион ребенка мяса, рыбы, яиц, творога позволяет обеспечить в полной мере организм незаменимыми аминокислотами.

Молоко является необходимым продуктом для детей всех возрастных групп детского населения, особенно первых лет жизни. Молоко и молочные продукты — хороший источник белка и кальция, идущих на построение костной ткани. Как известно, кальций плохо усваивается в организме, но у детей первых лет жизни в желудке вырабатывается фермент химозин, который переводит белок молока — казеин в легкоусвояемый казеинат.

Таблица 1. Таблица физиологических потребностей в основных пищевых веществах, витаминах, минеральных веществах, энергии для детей и подростков

в том числе животные

11-13 лет мальчики

11-13 лет девочки

14-17 лет девушки

Жиры в питании детей

Жиры являются основным компонентом пищи. В детском возрасте они возмещают энергетические траты организма и поддерживают иммунитет ребенка. Жиры являются источниками витаминов А и D, которые поступают в организм только в составе жиров, эти витамины имеют большое значение для роста и развития ребенка. В рацион детей необходимо включать жиры животного происхождения и растительные жиры.

Доля жиров растительного происхождения у детей ниже, чем у взрослых, она составляет 15-20% (у взрослых 30%). Жиры растительного происхождения служат источником полиненасыщенных жирных кислот, а также витамина Е и лецитина. Для детей младшего возраста рекомендуется включать рафинированные растительные масла без тепловой обработки. Из жиров животного происхождения предпочтение отдается сливочному маслу, в состав которого входят витамины А и D. Масло имеет хорошие органолептические свойства, легко усваивается. Тугоплавкие жиры и маргарины в питание детей включать не рекомендуется.

Превышение доли жира в рационе детей может привести к увеличению массы тела, ожирению. Этому может способствовать и низкая физическая активность, если дети много времени проводят у экрана телевизора или компьютера.

Углеводы в питании детей

Углеводы в организме детей и подростков выполняют в основном энергетическую функцию. Избыточное содержание углеводов, особенно простых, приводит к увеличению массы тела, пастозности (рыхлости) жировой и мышечной ткани.

Такие дети чаще болеют простудными заболеваниями, нередко с осложнениями. Избыточное содержание сахара в пище приводит также к кариесу зубов, усилению гнилостных процессов в кишечнике, повышению сахара в крови.

Наиболее рекомендуемым углеводом в питании детей является молочный сахар — лактоза.

Наряду с молоком полезно включать кисломолочные напитки (кефир, простоквашу и др.), что способствует развитию молочнокислых бактерий, подавляющих в кишечнике рост гнилостной микрофлоры.

Полезна в питании детей и фруктоза, которая не повышает содержание сахара в крови и не участвует в образовании кариеса зубов, она также необходима для тонуса нервной системы.

Содержится фруктоза в ягодах и пчелином меде.

В питание детей и подростков входят и сложные углеводы, в первую очередь крахмал, который является водорастворимым и при расщеплении образует глюкозу. Детям, больным сахарным диабетом, необходимо ограничить крахмал. Источниками крахмала являются бобовые, крупы и хлебобулочные изделия, а также картофель. Следует в рацион включать и пектиновые вещества (пектин), они нормализуют кишечную микрофлору, адсорбируют в кишечнике токсические вещества, например свинец. Пектин содержится в яблоках, грушах, персиках, абрикосах, сливе, вишне, черной и красной смородине, а также в свекле, моркови, редисе и т.д.

Витамины в питании детей

В питании детей особая роль принадлежит жирорастворимым витаминам А и D.

Витамин А является фактором роста ребенка, он влияет на интенсивность роста скелета, на функции эндокринных органов. Витамин А, как известно, принимает участие в поддержании нормального состояния покровных тканей кожи и слизистых оболочек. Недостаточность витамина А приводит к нарушению сумеречного (ночного) зрения (куриная слепота). Содержится витамин А в печени морских животных и рыб, крупного рогатого скота, в желтке яиц, в жирных молочных продуктах. Витамин А имеет провитамин — p-каротин, который в организме под воздействием фермента каротиназы превращается в витамин. Основные источники — продукты растительного происхождения: плоды, ягоды, фрукты и овощи, имеющие красную, оранжевую, зеленую окраску, например сладкий красный болгарский перец, красная морковь, плоды шиповника и облепихи, абрикосы, тыква и т.д.

Не меньшее значение в питании детей имеет витамин D. Исключение этого витамина из рациона ребенка, а также отсутствие ультрафиолетового излучения приводит к заболеванию детей первых лет жизни рахитом. Витамин D участвует в формировании скелета, оказывая влияние на фосфорно-кальциевый обмен и ускоряя всасывание кальция в кишечнике. Источники витамина D — печень трески, жирные сорта рыбы, яичный желток, сливочное масло.

Витамин С (водорастворимый). Его значение в питании ребенка обусловлено повышением защитных сил организма, нормальным развитием соединительной и костной тканей.

Витамин С незаменим в профилактике железодефицита у детей, так как в его присутствии улучшается усвояемость железа. Источники: плоды шиповника, черной смородины, красный болгарский перец, цветная капуста, петрушка.

Витамин В, участвует в функциях нервной системы, в процессах возбуждения и торможения коры головного мозга, в энергетическом обмене.

Источники: печень говяжья, свиная, бобовые, зерновые (крупы, хлебобулочные изделия).

Минеральные вещества в питании детей

Минеральные вещества выполняют пластические функции, а также играют роль катализаторов обменных процессов.

Наибольшее значение для детского организма имеют такие минеральные вещества, как кальций, фосфор, магний, железо, йод.

Кальций. Около 99 % кальция находится в костной ткани. Кальций относится к трудноусвоясмым пищевым веществам. Отрицательное влияние на всасывание кальция оказывает избыток в пище жира, фосфора и магния. Наличие в рационе полноценного белка, молочного сахара и витамина D улучшает усвоение кальция. Легче усваивается кальций из молочных продуктов. Из злаковых продуктов кальций усваивается плохо, так как в них имеет место неблагоприятное соотношение кшшция и фосфора.

Это интересно:  Голубая глина от целлюлита, отзывы и рецепты применения

Овощи и фрукты характеризуются невысоким содержанием кальция, но благоприятным соотношением его с фосфором и магнием.

Железо. Играет значительную роль в питании ребенка: участвует в окислительно-восстановительных процессах, которые у детей идут более интенсивно, чем у взрослых; участвует в процессах кроветворения, находясь в составе гемоглобина, и переносит кислород крови во все ткани и клетки. У детей потребность в железе высокая. Дефицит железа ведет к заболеванию анемия (малокровие), которым страдают в основном дети первых лет жизни.

Развитию дефицита железа способствует неправильное питание детей, частые заболевания желудочно-кишечного тракта и наличие гельминтов (глистов).

Недостаточное обеспечение кислородом клеток головного мозга может привести к снижению умственных способностей, ослаблению памяти, затруднению обучаемости детей.

Хорошими источниками железа являются: мясо (телятина), печень, яичный желток, а также продукты растительного происхождения при наличии в них витамина С, который облегчает усвоение железа.

Йод. Йод участвует в образовании гормона щитовидной железы — тироксина. В нашей стране наравне с дефицитом железа в организме детей отмечается и дефицит йода, который ведет к развитию зоба (увеличение тканей щитовидной железы). Это заболевание встречается в основном у подростков, когда наиболее активно функционируют органы внутренней секреции. Йодная недостаточность также может оказать влияние на физическое и умственное развитие.

В предыдущие годы в нашей стране пытались снизить число больных йододефицитом, употребляя йодированную соль, но проблема осталась, так как неорганический йод в соли разрушается при тепловой обработке, длительном и неправильном хранении. В настоящее время специалисты рекомендуют использовать органические соединения йода — йодоказеин для профилактики йодной недостаточности и ее проявлений. Его используют в качестве пищевой добавки к хлебобулочным изделиям.

Организация режима питания детей и подростков

Большое значение в питании детей имеет режим питания. Так, для детей первых лет жизни рекомендуется 5-6-разовое питание в день, для детей дошкольного (3-6 лет) и школьного (6-17 лет) возраста — не менее четырех раз.

Организация питания школьников, пребывающих на занятиях более пяти часов, предполагает обеспечение обязательного питания детей всех классов завтраком (20-25 % суточной калорийности). При двухразовом питании рацион должен обеспечивать не менее 50 % суточной потребности.

Дети подросткового возраста в связи с процессами интенсивного роста, половым развитием, формированием типа нервной системы нуждаются в серьезном подходе к организации питания — обеспечении организма всеми питательными веществами и соблюдении режима питания.

Часто у них отмечаются случаи недостаточности питания, которые могут привести к задержке роста, проявлению железодефицита и йододефицига, нарушению развития костной ткани и т. д.

Возможны и проблемы, связанные с увеличением массы тела, вплоть до ожирения, у тех подростков, которые ведут малоподвижный образ жизни.

Проблемы усугубляются, если резко нарушается режим питания: редкие приемы пищи, с большими перерывами, и особенно при отказе школьника от приема завтрака. Некоторые приемы пиши заменяются на еду всухомятку, бутербродами, чипсами, хот-догами.

Такие нарушения режима питания могут привести к формированию гастрита, снижению внимания, памяти, а также быстрому утомлению на уроках.

Часто школьники употребляют газированные напитки, такие как пепси-кола, кока-кола и др., которые оказывают неблагоприятное воздействие на кишечник, приводят к вздутию его из- за содержания в них большого количества сахара, ароматизаторов, пищевых красителей, углекислого газа. В этом возрасте отмечаются случаи приема алкоголя.

В юношеском возрасте могут быть нарушения со здоровьем, если девушки для сохранения фигуры резко ограничивают себя в питании, а юноши зачастую принимают различные гормональные препараты для увеличения мышечной массы.

Роль витаминов в рациональном питании детей

Витамины незаменимы в питании детей. Они регулируют обмен веществ, повышают устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды.

Без витаминов полностью не усваивается пища, печень не может выполнять свою защитную функцию, нарушаются процессы кроветворения.

Витамины имеют высокую биологическую активность и поэтому необходимы организму в небольших количествах — от микрограммов до нескольких миллиграммов в день.

Витамины не образуются в организме человека, лишь отдельные из них могут синтезироваться, но в недостаточном количестве. Поэтому они должны поступать в основном с пищей или в виде поливитаминных препаратов в тех случаях, когда питание включает недостаточное их количество.

Аскорбиновая кислота (витамин С)

поступает в организм человека в основном с продуктами растительного происхождения — шиповник, чёрная смородина, фрукты, овощи, зелень. Этот витамин принимает участие в окислительно-восстановительных реакциях организма, его активность тесно связана с обменом белков.

Тиамин (витамин В1)

поступает в организм с бобовыми, крупами, хлебом, особенно ржаным, творогом, яйцами, печенью, мясом, богаты им и пекарские дрожжи. Он участвует в углеводном, белковом, азотистом и жировом обмене. Недостаток этого витамина вызывает нарушения функций ряда систем — прежде всего, нервной, сердечно-сосудистой и пищеварительной.

Рибофлавин (витамин В2)

широко распространён в природе и поступает в организм с крупами, творогом, сметаной, молоком, печенью. Он участвует в обмене белков, углеводов и жиров, в связи с чем при преимущественно углеводистом или обильном жировом питании необходимость в нём повышается в несколько раз. Недостаток рибофлавина сказывается на функции органов пищеварения, особенно печени и желудочной секреции, приводит к нарушению процессов гемопоэза, роста, ухудшению функции органа зрения.

Ниацин (витамин РР) и пиридоксин (витамин В6)

содержатся в крупах, хлебе, бобовых, мясе, печени. Недостаточное их поступление вызывает нарушения деятельности нервной системы, кроветворения, снижает устойчивость организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Большую роль играют биофлавоноиды (полифенолы) (витамин Р), флавононы, флафонолы, антоцианы, лейкоантоцианы, катехины,

которые образуют комплексы с радионуклидами и выводят их из организма. Кроме того, эти вещества укрепляют стенки сосудов, обладают противовоспалительным, гиполипидемическим и гипотензивным действием. Этими веществами богаты ягоды и плоды черноплодной рябины, чёрной смородины, черники, облепихи, вишни, боярышника, сливы, клюквы, винограда, яблок, брусники, а также чайный лист, мята, крапива.

Кальциферол (витамин D)

оказывает регулирующее действие на обмен фосфора и кальция в организме, способствуя превращению органического фосфора тканей в неорганический; улучшает образование костной ткани, стимулирует рост.

Богаты витамином D некоторые сорта морских рыб, треска и др., а также печёночный рыбий жир. Его провитамины — стерины — содержатся в растительных продуктах и могут в организме человека переходить в витамин D под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Ретинол (витамин А)

содержится в печени животных и рыб, в сливочном масле, желтках яиц, сливках. Бета-каротин (провитамин А) присутствует в растительных продуктах, которые имеют красную, оранжевую, жёлтую и зелёную окраску (морковь, томаты, красный перец, шпинат, зелёный лук и др.). В присутствии жиров в организме человека из каротина синтезируется витамин А. Кроме участия в процессах роста и обновления всех тканей организма бета-каротин обладает радиозащитным и противоопухолевым воздействием.

Токоферол (витамин Е)

тесно связан с состоянием и функцией биологических мембран. Он относится к внутриклеточным антиоксидантам. Витамин Е участвует в обмене белков, нормализует мышечную деятельность, состояние эндокринных систем (половых желёз, гипофиза, надпочечников, щитовидной железы). Богаты витамином Е растительные масла, зародыши злаков, зелёные овощи, яйца, печень.

Статья написана по материалам сайтов: pandia.ru, studfiles.net, nsportal.ru, www.grandars.ru, vscolu.ru.

«

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий